Wildberries планирует бороться с контрафактом, однако подмосковные эксперты советуют не терять бдительность

Актуально
Константин Семенец

Фото: [Константин Семенец]

Появились случаи сбыта контрафактной продукции на Wildberries, о чем сообщил Минпромторг. В ведомстве фиксируют жалобы потребителей и представителей сообществ производителей. Расскажем, как торговая площадка будет защищать своих покупателей и что делать потребителю, если он приобрел некачественный товар.

По данным замдиректора Департамента системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Минпромторга Владислава Заславского, уже были отмечены случаи сбыта рецептурных лекарств, БАДов и контрафактных товаров через известный маркетплейс. Во время круглого стола в Госдуме он также добавил: государство рассчитывает на то, что в современных условиях добросовестные интернет-площадки примут ответные меры по пресечению торговли фальсификатом.

В пресс-службе Wildberries нам рассказали, что совместно с Минпромторгом, ФАС и другими ведомствами площадка противодействует появлению сомнительной продукции на российском рынке.

– У нас давно отлажена модель работы с брендами, мы эффективно отсеиваем некачественную продукцию, – отмечают в пресс-службе. – Кроме того, сейчас Wildberries разрабатывает автоматизированную систему выявления контрафакта на основе искусственного интеллекта, которая позволит повысить эффективность нашей работы в данном направлении.

Также в компании подчеркнули, что продавцы маркетплейса должны предоставлять всю необходимую документацию для продажи товара не только самой площадке, но и покупателям по первому запросу. При выявлении любых нарушений компания применит санкции – от блокировки товара до запрета продавцу торговать на площадке.

– Перед заказом пользователи могут ознакомиться с честными отзывами на товары от других покупателей, увидеть данные юрлица, осуществляющего продажу, узнать его рейтинг на площадке, а также перед самой покупкой в пункте выдачи посмотреть товар и решить, соответствует ли он ожиданиям, – добавляют в пресс-службе компании. – При возникновении любых вопросов можно адресовать их напрямую продавцу, а также нам через форму обращений.

Юрист Иван Дощенко высоко оценивает стремление государства навести порядок в сфере онлайн-продаж. Он напоминает: если потребитель приобрел контрафакт, он должен обратиться в маркетплейс, чтобы ему вернули деньги.

– Закон «О защите прав потребителей» обязывает продавца не вводить покупателя в заблуждение относительно того, кто и из чего произвел товар. Сославшись на 12-ю, 13-ю, 15-ю статьи этого закона покупатель вправе потребовать возврата денежных средств и компенсацию морального вреда, – говорит Дощенко.

По словам эксперта, если продавец отказывается выплачивать компенсацию, вы вправе обратиться в полицию и Роспотребнадзор. Тогда в отношении дельца за обман потребителя могут возбудить административное дело. Штраф для юридического лица составит до 15 тыс. руб.

– Административное дело по статье «Незаконное использование товарного знака» грозит штрафом до 50 тыс. руб. Если же продажа состоялась на сумму свыше 250 тыс. руб., по статье УК РФ «Незаконное использование средств индивидуализации товаров» продавцу грозит штраф до 300 тыс. руб. либо лишение свободы на два года, – подчеркнул Дощенко.

Не только контрафакт беспокоит сегодня покупателей онлайн-площадок. Жительница Электростали Элина Ш. переживает за уход с рынка популярного косметического бренда Max Factor. Из офлайн-магазинов его продукция почти исчезла, и женщина обратила взор в интернет. Помада нужного ей тона нашлась на Wildberries.

– Перед оформлением покупки решила почитать отзывы. А там – возмущения людей, которым приехали помады с истекшим еще в 2021 году сроком годности. Конечно, от покупки я отказалась, – поясняет Элина.

Дощенко отмечает, что если вам продали просроченный товар, то он подлежит возврату с компенсацией морального вреда.

– Если же от просроченной косметики появилось раздражение на лице, можно провести аллергологическое исследование и взыскать через суд серьезную компенсацию морального ущерба, – сказал юрист. – Смело отправляйте жалобы в полицию и Роспотребнадзор.

Надежда РАЕВА, начальник Отдела надзора по гигиене питания Управления Роспотребнадзора по Московской области:

– Внимательно читайте все, что написано на карточках товара, уточняйте сроки годности и не платите деньги, пока не ознакомитесь с качеством продукции. Я сама в принципе ничего не покупаю, пока не увижу товар. При заказе на дом оплачивайте товары курьеру только при доставке.