Как Петр I ненароком заставил всех крестьян из подмосковного села носить одно имя

Культура и спорт
Сергей Хакимов/Подмосковье Сегодня

Фото: [Сергей Хакимов/Подмосковье Сегодня]

Неподалеку от железнодорожного вокзала Луховиц, возле городского Историко-художественного музея установлен памятник Петру I. Рассказываем, как окрестности этого населенного пункта изменили историю российского флота и какое отношение к императору имеет местный крестьянин Макар.

ЗАЕЗЖАЛ ДВАЖДЫ

В Луховицах несколько фактурных и запоминающихся гостям города памятников – почтальону Печкину, огурцу-кормильцу и истребителю МиГ-23. Чуть менее популярен монумент Петру I. Между тем он доказывает причастность города к основанию российского флота. Находится скульптурная композиция около входа в Историко-художественный музей. Одетый в форму офицера Преображенского полка император гордо стоит на носу корабля, твердо упираясь одной ногой в камень. Ветер развевает его одежду, пока император решительно смотрит в воображаемое окно Европы. У подножия – корабельный якорь, а рядом на мраморной доске цитата Петра Великого: «За мое Отечество и людей живота своего не жалел и не жалею...» Так увидел скульптор монументальную фигуру царя спустя более трех веков со дня его рождения.

Сам же Петр смог разглядеть потенциал подмосковного города, а точнее, его окрестностей, только со второй попытки. Впервые он приехал в соседнее с Луховицами село Дединово в 1695 году.

– Его военный караван, следовавший к турецкой крепости Азов, застала непогода. Петр был вынужден пережидать стихию в Дединове, – рассказывает краевед, кандидат исторических наук Андрей Шаблин.

Уже после Северной войны, в 1722 году, будущий император целенаправленно при­ехал в подмосковное село, чтобы превратить его в главный центр судостроения на Оке. По указу отца Петра, царя Алексея Романова, именно в Дединове появилась государственная судостроительная верфь, на которой голландские и местные мастера за год построили первенец Военно-морского флота – корабль «Орел». Петр же просто продолжил дело своего отца без смены места.

ПРИМЕР ЗАРАЗИТЕЛЕН

На работы в Дединове император отправил лучших российских и иностранных мастеров. Например, здесь трудился голландский судостроитель Карштен Брандт, который позже проектировал петровский ботик.

Во время второго своего визита в Дединово Петр дал конкретные указания по технологии изготовления стругов – парусно-гребных судов с плоским дном, острыми носом и кормой, у которых от 6 до 20 весел. Петр своим примером показал местным плотникам, как надо делать качественные и долговечные «новоманерные» суда по европейскому образцу. Император настолько ловко орудовал строительными инструментами, что работяги учились у него.

С пребыванием Петра I в этих краях связана еще одна легенда. Проходя по Дединову, Петр спросил имя у встретившегося на пути крестьянина. Мужик ответил: «Макар». В ответ император дал ему рубль. После этого все односельчане мужского пола также стали представляться царю Макарами в надежде на легкое обогащение.

В Дединове сохранилось немало документов, рассказывающих о строительстве первого российского корабля «Орел» и посещении села Петром I.

Изучить историю по ним вы сможете, заскочив в Дединовский музей. Императору здесь посвящен целый зал.