Какой след оставил в Серпухове император Петр Великий
Бывал ли император Петр Великий в Серпухове – вопрос на засыпку. Но что мы точно можем сказать: его реформы сюда точно добрались. В честь 350-летнего юбилея со дня рождения императора вместе с сотрудниками Серпуховского музея вспоминаем, что изменилось в городе в период правления Петра I, как тут оказались его любимые художники и при чем тут купеческий кафтан.
С ЦАРСКОГО ПЛЕЧА
– «Ну не может быть, что Петр I не был в Серпухове!» – услышала я в электричке от местной жительницы, пока ехала на работу, – делится случаем экскурсовод Серпуховского историко-художественного музея Галина Строева.
Действительно, путешествие Петра I в Серпухов – местная легенда. Документов об этой поездке нет. Или их пока не нашли: все может быть, ведь первый российский император любил передвигаться тайно. Зато сохранились главные приметы петровского времени: текстильные фабрики, где раньше делали сукно и полотно. Именно Серпухов в эпоху реформ стал центром производства парусины для кораблей. Император высоко ценил местных купцов. А самому инициативному – Федору Серикову – даже пожаловал красный кафтан за достижения в производстве сукна для армии и флота России. Эта высокая награда теперь хранится в Серпуховском историко-художественном музее. Там же находятся и портреты купцов – их так много, что для экспозиции выделен целый «провинциальный» зал.
КАРТИННЫЙ ВОПРОС
Картины попали в Серпухов благодаря текстильной фабрикантке Анне Мараевой. Помог печальный случай. Анна с мужем Мефодием были старообрядцами, поэтому не венчались в церкви. Когда глава семьи умер, у Анны возникли проблемы с получением наследства. От разорения купчиху спас юрист Юрий Мерлин. А когда 10-летние судебные тяжбы с родственниками закончились, она отплатила ему сполна.
– Мерлин материально нуждался, и Мараева купила его коллекцию картин из чисто человеческого принципа. Она даже не выбирала работы: уже дома спрятала обнаженных католических святых в подвал и развесила по стенам натюрморты, – рассказывает Галина Строева.
Так собранная московским интеллигентом коллекция в 1896 году оказалась в купеческой усадьбе. А потом – в музее.
МУЖИКИ И БАБЫ ВЕСЕЛЯТСЯ
Мерлин покупал картины по антикварным лавкам, поэтому сейчас в музее хранится много уникальных вещей. Например, редкие парсуны царя Алексея Михайловича (отца Петра I) и Федора Алексеевича (единокровного брата
Петра I). Парсуна – это переходный жанр от иконы к портрету. Картины небольшие, но монументальные, на них присутствуют все царские регалии. Написаны не на дереве, как иконы, а масляной краской на холсте. Авторы парсун не ставили автографы на свои работы и остались неизвестными.
Зато мы знаем любимых художников Петра I.
– Это Адриан Остаде и Ян Стен. Петр говорил: «Покупай картины, где видно, как веселятся голландские мужики и бабы!», – рассказывает Галина Строева.
Если вы видели их работы в Серпуховском музее на временной межмузейной выставке голландской живописи «Образ и смысл», то наверняка обратили внимание на бытовые зарисовки художников. Но и в залах постоянной экспозиции есть картины малых голландцев, которые понравились бы российскому императору. Например, морские пейзажи Питера Мулира, работы которого Петр I покупал во время своей первой заграничной поездки.
ПОДРУГА ДНЕЙ ПЕТРОВСКИХ
Портрет жены Петра I – Екатерины I – тоже находится в коллекции Серпуховского музея.
– Императрица всегда была рядом с Петром, скакала на коне и больше прославилась как его подруга жизни, а не тем, что правила два года после смерти Петра, – уверена Галина Строева.
Портрет императрицы – это поясная копия с оригинала Ивана Одольского, поэтому он считается полупарадным. У портрета достаточно «вольный», живой взгляд, фигура изображена в горностаевой мантии и с орденом святой Екатерины. Его учредил Петр Великий и первой наградил, конечно, свою императрицу. До конца августа портрет Екатерины I и другие женские образы можно увидеть на межмузейной выставке «Незабываемые».