Казарновская считает, что поется лучше в Подмосковье

Культура и спорт
Владимир Смирнов / ТАСС

Фото: [Владимир Смирнов / ТАСС]

Ей рукоплещут залы нью-йоркской «Метрополитен-опера», миланского «Ла Скала» и других крупнейших музыкальных площадок. С оглушительным успехом гастролирует она по Европе и исполняет самые сложные оперные партии, а в число ее учеников мечтает попасть каждый начинающий певец. Даже не посвященный в классическую музыку человек знает обладательницу выразительного сопрано по обширной общественной деятельности и телешоу «Точь-в-точь» на Первом канале, где она возглавляет жюри. А жителям Подмосковья теперь известна и как арт-директор фестиваля русского романса, стартовавшего в феврале в Истре. В беседе с корреспондентом «Подмосковье сегодня» за кулисами этого праздника музыки оперная дива Любовь Казарновская заявила: романс в Подмосковье звучит особенно.

Ее семья – ее богатство

Статная, подтянутая, уверенная в себе и всегда улыбчивая. Представить ее другой невозможно.

– В нашей профессии по-другому и нельзя, – утверждает Казарновская. – Характер должен быть, чтобы ты мог передать на сцене образы своих героев. А высокий тон голоса, как сопрано, предполагает постоянное приподнятое энергетическое состояние, потому и эмоциональные проявления неизбежны. Но я с ними всячески борюсь. Мой муж – человек с прекрасным чувством юмора. И когда я начинаю что-то эмоционально выяснять, он спрашивает: «Кто ты сейчас – Тоска или Саломея?» И я начинаю смеяться.

О чем бы Любовь Юрьевна ни говорила, она почти всегда мыслями возвращается к своей семье. И рассказывает о самых близких мужчинах – муже Роберте Росцике и сыне Андрее – только в превосходной степени и с характерным счастливым блеском в глазах.

– Семья всегда занимала, занимает и будет занимать в моей жизни главенствующую позицию. Сын и муж – два моих лучших друга. Без них многое из того, чего я добилась, не воплотилось бы в реальность. С рождением сына, например, во мне проявились совершенно новые черты – материнские. Роли, где должно быть материнское тепло – Сестра Анжелика, или скажем, Чио-Чио-Сан и другие, с появлением ребенка по-новому «проживаются» и поются, – признается певица.

Любовь Казарновская и импресарио одного из венских агентств Роберт Росцик познакомились, когда он приехал в Москву, чтобы отобрать кандидатов для работы в Венской опере. Потом еще была встреча в Питере, где он слушал ее в Мариинском театре. Каких трудов стоило советской певице и австрийскому подданному остаться вместе – знают только они. Казарновскую не хотели выпускать из страны. Пожениться в СССР им так и не дали, это случилось в Вене в 1989-м после трех с половиной месяцев романтических отношений. В 1993 году родился Андрюша. А ответом всем пересудам о том, что это был взаимовыгодный творческий союз, открывший певице мировые сцены, а импресарио – успех, стала долгая счастливая жизнь супругов и… тот факт, что Роберт вскоре после свадьбы отказался от своей деятельности и занялся совершенно другим бизнесом.

Не выпустить эго на сцену

Успех же самой Любови Казарновской – это несомненный талант, помноженный на трудолюбие и работоспособность. В репертуаре певицы около 50 оперных номеров и множество произведений камерной музыки. Ее на ура принимают в Covent Garden и Metropolitan Opera, Lyric Chicago и San Francisco Opera, Wiener Staatsoper и Teatro Colon, Houston Grand Opera. Она сотрудничала с именитыми дирижерами Валерием Гергиевым и Даниэлем Баренбоймом, Кристианом Тилеманном и Юрием Темиркановым, Рикардо Мути, выступала с Пласидо Доминго, Лучано Паваротти и Хосе Каррерасом. При этом ее невозможно назвать тщеславной и заносчивой, скорее открытой и благожелательной, хотя сама Любовь Юрьевна считает, что на сцене нет места для ложной скромности.

– Профессиональное эго и амбициозность дают артисту адреналин. Ты понимаешь, что не можешь быть хуже тех, с кем выступаешь на одной сцене. Но тут важно почувствовать грань и не заняться самоедством. У большого профессионала, который знает себе цену, не должно возникать комплексов, хотя «муки творчества» неизбежны. При этом очень опасно думать – есть я, а вокруг меня все остальное. Тогда и на сцену выйдет твое эго, а не профессионализм и талант.

В Подмосковье романс звучит

Качествам большого артиста Казарновская – доктор музыкальных наук и профессор – учит своих подопечных в Академии «Скрипка и голос». Благодаря ей многие талантливые исполнители из небольших российских городов, в том числе и подмосковных, получили счастливый билет в музыкальный мир. Любовь Юрьевна вообще считает, что в небольших городах люди больше привязаны к своим корням, а оттого духовно более богаты.

– Здесь люди плотно изучают свое наследие, они интересуются особенностями своей земли, гордятся своими корнями и оттого впоследствии становятся более просвещенными, нежели жители мегаполисов. Возьмем, к примеру, Истру, «Русскую Палестину»… Люди тут помнят историю, прекрасно ее знают и готовы поделиться ею с другими.

Во многом и по этой причине именно в Подмосковье оперная дива совместно с фондом «Культурно-просветительское движение «Содействие творческому образованию», соучредителем которого является, привезла фестиваль русского романса.

– Романс – это наше ДНК, то, что впитано в нас на уровне генетики. И здесь, в одном из духовных центров Подмосковья, России он звучит особенно. Его слышно особенно. Наши люди и наша молодежь стремятся к хорошей музыке, надо только ее показать. И это доказал первый концерт в Истре, реакция публики. Когда мы готовились к выступлению, Танечке Лянник аккомпанировал музыкант лет 14. Я спросила: тебе нравится такая музыка, может, ты хочешь стать концертмейстером? Он уверенно ответил – да.

И хотя в проекте Первого канала «Точь-в-точь» Любовь Юрьевна работает в основном с поп-исполнителями, она расценивает и эту деятельность как просветительскую.

– Мне нравится этот эксперимент. В рамках развлекательного шоу мы с каналом умудрились увести его в сторону просветительскую. Нам удалось это сделать легко, доступно, подав серьезную информацию о музыке, как детям – в игре. И для меня многие артисты открылись в новом качестве: имитируя великих, они и в себе открывают творцов. Не все, конечно... Но даже если один или два пойдут по новой творческой дороге, – это победа.

Поделиться