Люди с ограниченными возможностями принимают участие в уникальной регате в Мытищах
Фото: [из личного архива семьи Гутовых]
Первый в истории Кубок России по инклюзивному парусному спорту проходит в Подмосковье со 2 по 5 сентября. Участники с особенностями здоровья из 12 регионов соревнуются в классе «Яркат» – на двухместных надувных катамаранах с парусами.
ЯХТЫ ДЛЯ КАЖДОГО
Необычная регата проходит в акватории Пироговского водохранилища на базе яхт-клуба «Березки». 20 экипажей, состоящих из матроса или рулевого, соревнуются в скорости на разборных катамаранах. Как минимум один из членов экипажа – человек с ограниченными возможностями здоровья.
– Даже ребята с травмой шейного отдела позвоночника, которые не могут держать спину, способны опереться на надувные баллоны на палубе и управлять катамараном, – рассказывает тренер по адаптивному парусному спорту Александра Золотова. – Инклюзивные регаты проводили и до нас, но обычно в экипаже человек с инвалидностью выполнял роль матроса, а мы поставили перед собой задачу, чтобы ребята могли сами управлять катамараном и участвовать в регатах. И вскоре у нас начали появляться экипажи, где оба члена команды с инвалидностью. Катамараны класса «Яркат» подошли идеально: ими легко управлять, а еще их можно привезти на машине и использовать на любом пляже.
С 2016 года через яхтенную школу Александры и ее мужа Дмитрия прошли десятки людей без зрения, слуха и даже конечностей. Больше всех удивила маленькая девочка из Одинцова Маша Гутова. Ей поставили смертельный диагноз – спинально-мышечная атрофия (СМА). При нем мышцы постепенно становятся слабее, а дорогие лекарства могут лишь немного облегчить жизнь.
Мама Маши твердо решила, что жизнь дочки, несмотря на диагноз, будет насыщенной и счастливой. С четырех лет ребенок работает моделью и читает стихи на большой сцене. Она попала на борт яхты в пятилетнем возрасте.
– Там ее поддерживал брат, чтобы она не завалилась, – вспоминает мама Ольга Гутова. – Маше тяжело даже просто держать равновесие, а тем более вращать рулевые механизмы. Но после первого выхода на яхте мне позвонила Александра Золотова и прокричала в трубку: «Оля, ты представляешь, она понимает, в какую сторону нужно поворачивать руль! Она понимает, какой ветер и куда нужно направить парус».
ЛУЧШАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ
Философия инклюзивного яхтинга в том, чтобы дать человеку возможность поверить в себя. У детей и взрослых с инвалидностью чаще всего нет возможности чем-либо управлять. Когда движения ограничены годами, у них могут опуститься руки. Управление яхтой – это не только физическая реабилитация, но и психологическая.
– Они не будут сидеть в коляске и говорить: «Подайте, принесите. Я не могу и не хочу, потому что я инвалид», – считает Ольга. – То есть тем самым мы воспитываем полноценных людей. И теперь моя дочь говорит о том, что она не инвалид. Она абсолютно нормальный человек, которому просто нужно работать в 10 раз больше, чтобы достичь чего-то. Вот почему нужно приводить таких людей в яхтинг. Это огромная работа над собой и воспитание характера.