Оружие массового просвещения: коллекционер из Протвина раскрывает секреты
Фото: [Андрей Маленков / Подмосковье сегодня]
Вилки исторической значимости, ножи с боевым прошлым, пулемет «Максим» и многое другое хранит в своей коллекции житель Протвина Дмитрий Дериенко. Его собрание – летопись нескольких войн, в основном 1941-1945 гг., представленная в вооружении, экипировке и предметах быта солдат и командиров. За экспонатами он принципиально не ездит далеко. Практика показала – окрестности города могут рассказать многое.
- В детстве, когда тебе покупают новую игрушку, с ней прямо спать хочется. Здесь то же самое, - Дмитрий Дериенко с видимым удовольствием открывает витрину, в которой у него лежат всевозможные предметы времен войны, от шлемов до тюбиков с зубной пастой. – Поймешь, что тебе нужен какой-то предмет, - будешь искать, пока не найдешь.
На полках и стендах наконечники стрел XI века соседствуют с холодным оружием Гражданской войны и снарядами Второй мировой. А началось все со штык-ножа, который коллекционер когда-то привез из Болгарии. Теперь он частый гость и на аукционах, и на обычных блошиных рынках.
- Такие рынки – одно из самых любимых мест, - рассказывает он. - Мне и серпуховский нравится, я там периодически что-то покупаю. Бывают вещи, которые люди отдают за бесценок, потому что не знают реальной стоимости. Например, я купил фляжку «Красный выборжец» за 200 рублей, пусть она и пробитая, но для коллекции ценна. Реальная ее цена раз в 7-8 выше.
Основа собрания – оружие и предметы, связанные с Великой Отечественной войной. В частности, с битвой под Москвой. В 1941 году близ территории современного Протвина проходил рубеж обороны. Поисковый отряд «Разведрота», в котором коллекционер исполняет обязанности начальника штаба, каждый год находит в лесу следы тех боев. Из земли поднимают личные вещи, боеприпасы и многое другое. Некоторые находки помогают восстановить историческую справедливость. Уточнить, кого на своих рубежах сдерживала 49-я армия генерала Захаркина.
- И немцы, и наши славились тем, что по любому поводу выпускались памятные значки, к любому мероприятию. У меня в основном представлены квалификации разных родов войск, - коллекционер достает из экспозиции один из самых потрепанных временем и коррозией знаков. - Вот «эдельвейс», он найден здесь, под деревней Галчатовка, раньше она называлась Урочище. Это егерские войска. Не было доказательств тому, что здесь воевали СС и егеря. А мы поднимали солдат с жетонами СС, пряжки всевозможные, особые патроны, которые для них выпускались. Там же был найден и знак эдельвейса. После мы нашли информацию в дневнике 260-й пехотной дивизии, что их усиливали частями СС.
Домой через время
Ключевое отличие поисковых отрядов от черных копателей – цель, с которой люди идут в лес с металлоискателем. Главная задача тех, кто ходит официально, – поднять останки солдат. Опознать большинство из них невозможно – нет медальонов. Тогда их с почестями предают земле в братской могиле. Но иногда рядом с телом удается найти медальон заполненный и даже читаемый. Записку, которая хранилась в одном таком, Дериенко пока держит у себя под стеклом.
- За последние годы несколько человек были переданы родным или же по месту жительства и призыва. 22 июня передавали в Великий Устюг. В начале ноября будет передача в Кемеровскую область. Хотя сам солдат, Шершов Василий Романович, призван из Алтайского края, нашлась его внучка. Не знаем, приедет ли она в Протвино на церемонию, но с официальной делегацией останки ее деда будут отправлены ей.
В люди
Сейчас коллекция Дмитрия разбита по частям. Что-то он держит в своем офисе, что-то дома, некоторые экспонаты на выставках. Все можно брать в руки, из оружия разрешается прицеливаться. Со временем это может стать достоянием общественности. На городском мемориале «Рубеж обороны» коллекционер и его соратники планируют обустроить музей.
- Будет построен дот с тремя амбразурами, - рассказал он. – Поставим перископы, которые направим в сторону немецких частей. Будут пулеметы, нацеленные туда же, печка времен войны. Там же поставим и мой «Максим», который я очень долго хотел заполучить. Когда один коллекционер узнал, что мне он в первую очередь нужен для музея, отдал свой. У оружия был взорван кожух – наши войска, отступая, сами его и подорвали. Мы здесь его отреставрировали. Сейчас он не щелкает, но все равно уникален.
Проект будущего городского военного музея сейчас, по словам коллекционера, обговаривают с местной администрацией.