По стопам Хичкока: фильм «Ничья» реутовчанки взял главный приз кинофестиваля в Сан-Себастьяне<br/>
Фото: [Из личного архива Лены Ланских]
За свой художественный фильм «Ничья» режиссер Лена Ланских была удостоена Гран-при 69-го кинофестиваля в Сан-Себастьяне. Когда-то этот международный киносмотр дал путевку в жизнь Роману Полански и Альфреду Хичкоку. А сегодня награду на испанском кинофестивале забрала режиссер из Подмосковья. О женском взгляде в российском кино, буллинге в профессии и проблеме «недолюбленности» поколений Ланских рассказала нашему изданию.
ИЗ ЛИНГВИСТА В РЕЖИССЕРЫ
Кинофестиваль в Сан-Себастьяне считается четвертым по значимости после Канн, Венеции и Берлина. Ланских до сих пор не может поверить, что стала одним из лучших режиссеров в мире. Сейчас телефон Лены разрывают журналисты, а актеры предлагают свои услуги. А ведь еще семь лет назад, будучи студенткой факультета лингвистики в Тюмени, она только мечтала снимать кино. Все изменила серьезная болезнь. 2,5 года Лене не могли поставить диагноз. О нем она и сейчас говорить не спешит.
– После долгого лечения и тяжелой операции я поняла: жизнь мимолетна и нет смысла тратить ее на то, что не нравится. А мне больше всего хотелось заниматься режиссурой, – рассказывает Лена. – Я всегда писала рассказы, создавая в них разные миры. Просто живя в маленьком городе, мысли о большом кино казались мне несбыточными фантазиями.
Получив диплом лингвиста, прямо в день выпускного Лена купила билет и приехала в Реутов. Насовсем. Купила самый дешевый штатив, подержанную камеру. Денег на обучение в киношколе или в вузе не осталось. Тогда она начала сама снимать фильмы, делая свои первые короткометражки методом проб и ошибок.
Вначале профессионалов в съемочной группе у Ланских не было. В основном все работали на добровольных началах. Гонорары обеспечить она никому не могла, поэтому некоторые отказывались от съемок за день–два до начала, просто поставив ее перед фактом.
– Одна актриса, узнав, что у меня нет диплома ВГИКа, сказала, что не хочет работать с «непрофессионалом», – вспоминает Лена. – А недавно у себя на почте я увидела визитку от нее. Актриса, которая «не работает с непрофессионалами», подала заявку на участие в моем проекте.
УЛЫБАТЬСЯ НЕПРИЛИЧНО
«Ничья» – первый полнометражный фильм Ланских. Это история школьницы из небольшого уральского городка, которая в 14 лет стала мамой. При этом девочка, которая постепенно сходит с ума, вынуждена скрывать своего ребенка даже от родных.
– Я выросла в очень бедной семье, меня воспитала и поднимала на ноги только мама. Но это не автобиографическое кино, – подчеркивает режиссер.
«Ничья» – картина наблюдений, сотканная из бытовых зарисовок, в которых жила сама Ланских. В фильме есть примеры ханжеского поведения героев, которые рассуждают: «Не улыбайся, это не прилично», «Всю жизнь руками стирали и не жаловались».
– Стоит только на несколько дней окунуться в быт периферийных городов, и вы почувствуете себя в декорациях к моему фильму, где улыбаться без причины действительно считается неприличным, – поясняет Лена. – Зато у этих людей есть привычка страдать и быть несчастными. Все это рождает проблему «недолюбленности», которая передается через поколения. Ее я и хотела обозначить в своем фильме.
Кажется, такой фильм, как «Ничья», мужчина бы просто не смог снять – тут столько боли, деталей, которые может понять только женщина. Но сама режиссер не делит кино на «мужское» и «женское».
– Есть хорошие, а есть плохие фильмы, – говорит Лена. – И ту же самую «Айку» – потрясающую драму о женщине, вынужденной оставить своего новорожденного ребенка, снял Сергей Дворцевой.