Подольский поэт стал финалистом литературной премии «Лицей»
Фото: [Елизавета Трофимова]
27-летний Ростислав Русаков из Подольска вошел в двадцатку финалистов пятого сезона престижной литературной премии «Лицей». Он ворвался в шорт-лист с подборкой «Кстати, помню» из семи стихотворений. Рассказываем, чем живет и дышит молодой поэт, черпающий вдохновение по пути на работу.
ЧТО ЕЩЕ ДЕЛАТЬ В ДОРОГЕ?
Часто встречаете учителей химии и трудовиков с потенциалом великих литераторов? Русаков как раз из таких. Живет в Подольске, преподает в православной классической гимназии им. преподобного Сергия Радонежского в Сергиевом Посаде. Дорога на работу занимает у него 4 часа в один конец: автобус, две электрички, еще полчаса пешком. Некоторые от подобной перспективы готовы взвыть волком, а Ростислав не жалуется, время зря не теряет – читает и пишет стихи, даже координировать литературные проекты в разных городах успевает!
– Воспринимаю это как параллельную вторую жизнь, – делится Русаков. – Ведь сегодня литературным творчеством не прокормиться. А при моем раскладе где ни сядь – везде рабочий кабинет, ритмы и сюжеты сами нагоняют в пути – только успевай записывать. Что еще делать в дороге?
НЕ ПРОСТО ХИМИК
Заявку на «Лицей» он подавал во второй раз. В прошлом году не удалось войти даже в лонг-лист, а в этом – успех. Отличную новость финалисту сообщила супруга, когда он допоздна помогал отстающим по химии ученикам грызть гранит науки.
– От усталости мне и осознать все это было сложно, но отреагировал заметно, – признался поэт. – Ученики даже что-то поняли – начали спрашивать потом, пришлось им тоже рассказать. Они были удивлены, что химик-то у них не просто химик, оказывается. Так мы еще около часа проговорили об искусстве, о жизни – о том, что здесь все очень прочно связано и от химии до поэзии рукой подать.
ВЫВЕРНУЛИСЬ НАИЗНАНКУ
Будучи 7-летним ребенком, Русаков начал писать небольшие стишки, первый написал для мамы на открытке к 8 Марта. А вообще «начал» у него было много, и с возрастом парень подходил к поэзии с большей ответственностью.
– Сейчас мне 27, и, кажется, подступает следующий этап, каким он будет – мне и самому интересно, – сказал Русаков. – Смотрю на эти этапы как на композицию стихотворения – нутро просит кульминации. Кажется, вот она и начинается.
Жюри «Лицея» по достоинству оценило подборку Ростислава, хотя, по словам самого автора, это неприятные стихи, отталкивающе распахнутые, откровенные. Они написаны свободным стихом, то есть без привычных нам признаков поэзии – без регулярных ритма и рифмы. Каждое из них будто живет своей жизнью, развивается по индивидуальным внутренним законам, а вместе они складываются в цельное полотно из ярких детских воспоминаний о скуке, школе, семье и друзьях с общим мотивом пути.
– Для меня эти стихи как бы вывернулись наизнанку – они о стране и о людях, о страстях и тирании, о жизни и смерти, они о Боге, любви и надежде, – делится поэт. – Это путь маленького, в прямом смысле, человека, который кое-что понял и теперь не боится.
Творчество Русакова – разношерстное, разноформатное. По словам финалиста, это похоже на ткацкое дело – есть разные материалы, разные способы собрать нити в полотно, так же и с текстом – можно регулировать параметры его формы и получать совершенно неожиданный результат.
ИНВЕСТИЦИЯ В СЕБЯ
Лауреатов «Лицея» ждут солидные денежные призы: за первое место присуждают 1,2 млн руб., за второе – 700 тыс., за третье – 500 тыс. Русаков глубже закапывается в работу и старается пока не думать о финале.
Впрочем, в случае выигрыша он найдет круглой сумме достойное применение. Надо гасить кредит на жилье, доделать ремонт, помочь выучиться брату и сделать маме в деревенском доме теплый санузел, отстроить хорошую лабораторию в гимназии. Есть у поэта и жадная потребность в новых знаниях, на которые пока нет ни времени, ни средств. Курсы по драматургии, школа фотографии, хороший кинопроектор…
– А вот еще, к примеру, моя жена – музыкант до кончиков пальцев, но, как и я, выучилась на химика-технолога, потому что родителям говорили, что это перспективно, – и ведь не соврали, это, правда, оказалось перспективно. Теперь мы химики-технологи, а нам эти перспективы и даром не сдались – как же так? Да потому что я поэт, а она музыкант – при чем тут вообще химическая технология была? – размышляет автор. – Так что призовая сумма может быть инвестицией в себя, в умножение своего таланта и создание элементарных человеческих условий для его воплощения.
ГЛАВНЫЙ ЧИТАТЕЛЬ
Без жены Русакову трудно представить свое творчество. Родные тоже интересуются, но супруга – всегда первый и главный читатель.
– Вот этот первый эффект после написания – он самый важный, как при плавлении стекла, важно сейчас понять, что может быть не так, пока горячее, – отметил Ростислав. – Она с этим очень помогает.
КСТАТИ
Русаков пишет литкритику о стихах рано ушедших из жизни поэтов, курирует литературный клуб «Апрель» в РТУ, проводит читательские встречи в своей гимназии и в библиотеке Подольска, ведет литературный практикум в Библиотеке поэзии в Москве, а еще привозит столичных поэтов в свой родной Владимир – чтобы разнообразить местную культурную жизнь. Он публиковался в русскоязычном израильском журнале «Двоеточия» со своим циклом стихов «Бледный город», а также в русско-немецком журнале «Плавучий мост» с циклом «Бестиарий».
Произведения Русакова и других финалистов можно увидеть на сайте премии «Лицей».