Тафгай, пейсмейкер, спарринг-партнер: кто это такие и сколько они зарабатывают

Культура и спорт
Zuma/TASS

Фото: [Zuma/TASS]

В спортивных репортажах иногда встречаются понятия, мало что говорящие непосвященным, – тафгай, пейсмейкер, спарринг-партнер. Между тем представители этих амплуа играют в спорте важную роль и за свою работу получают соответствующее вознаграждение. Корреспондент «Подмосковье сегодня» выяснил, кто все эти люди, и заглянул в их кошельки.

ДРАЧУН НА ЛЬДУ

Для подмосковного хоккея тафгаи не чужие люди. Несколько лет назад в «Витязе» выступали сразу пять таких игроков из-за океана. Имена Джереми Яблонски, Криса Саймона или Джона Мирасти до сих пор памятны любителям спорта. Клуб из Подольска тогда проигрывал один матч за другим, зато без синяков соперники лед никогда не покидали.

Как вы уже догадались, тафгаи – это хоккеисты силового плана, «вышибала» (tough – жесткий, guy – парень). Перед игроками этого амплуа не ставится задача забивать голы или отдавать результативные передачи. Их обязанность – охранять лидеров своего клуба от чрезмерно жестких действий соперника.

– Клубом «Витязь» в то время владели люди, ставившие искусство кулачного боя выше хоккейного мастерства, – смеется известный спортивный агент Юрий Николаев. – Ни одна встреча с участием «Витязя» не обходилась без драки стенка на стенку. Это было шоу, на которое специально ходили некоторые болельщики.

Выполняют тафгаи и еще одну функцию. Если игра у команды не идет, они могут спровоцировать драку, чтобы выбить противника из колеи. Как правило, эти хоккеисты – дюжие ребята, ростом под два метра и весом за центнер. Они устойчивы на коньках и обладают боксерскими навыками.

Хорошие тафгаи высоко ценятся на трансферном рынке. Заезжие хоккеисты такого плана по контракту получали примерно $700 тыс. в год. Вместе с бонусами и премиями набегало около $1 млн.

ЗАДАЮЩИЙ ТЕМП

Это про пейсмейкера, или, попросту говоря, лидера (pace – «шаг», maker – «производитель»). Они выступают в беговых дисциплинах на соревнованиях по легкой атлетике. Их задача – обеспечить забегу необходимую скорость.

Как правило, к пейсмейкерам обращаются организаторы, заинтересованные в быстрых секундах на своих турнирах. Или другие спортсмены, которые нацеливаются на высокий результат, например, на мировой рекорд. Лидер разгоняет забег в условленном темпе и, протащив вереницу бегунов несколько кругов, сходит с дистанции. По сути, он жертвует своим успехом в угоду другим. Естественно, не бесплатно.

Одним из лучших пейсмейкеров страны была бегунья на средние дистанции Екатерина Подкопаева из подмосковного Жуковского. Она выступала до 45 лет и под занавес своей спортивной карьеры часто занималась тем, что задавала скорость коллегам.

– В легкой атлетике, в отличие от хоккея или футбола, крутятся не очень большие деньги, – рассказывает Подкопаева. – Поэтому и гонорары здесь не самые высокие. На коммерческих соревнованиях средней руки услуги пейсмейкера могут стоить в районе €1000. На более крупных турнирах оплата составляет несколько тысяч.

Выгоднее всего помогать бегуну, который идет на мировой рекорд. За достижение такого рода Международная ассоциация легкоатлетических федераций (IAAF) платит премиальные в размере $100 тыс. В этом случае пейсмейкер может получить десятую часть от призовой суммы – уже приличные деньги.

ТЕННИСНАЯ СТЕНКА

Спарринги распространены в тех видах спорта, где работа идет в парах – бокс, борьба, бадминтон. Но на коммерческой основе они чаще всего встречаются в большом теннисе. Профессионалы каждый день проводят на корте по несколько часов. Играть в одиночку они не могут: кто-то должен возвращать мячи через сетку.

У начинающих теннисистов функции спарринг-партнера обычно выполняют тренеры. Профессионалы же бьют по мячу с большой силой и частотой и требуют адекватного ответа. Ни один наставник не сможет играть в таком ритме часами.

– Теннисисты уровня Рафаэля Надаля или Новака Джоковича возят с собой по крупным турнирам сразу двух спарринг-партнеров, – говорит лидер подмосковного тенниса Карен Хачанов. – Это игроки достаточно высокого класса, но в одиночку они все равно не справляются. Пока один работает со звездой, другой отдыхает. Иначе просто не выдержать.

Сам Хачанов практически не пользуется услугами собственного спарринг-партнера. Это удовольствие достаточно дорогое. Годовая зарплата такого помощника может достигать $100 тыс. Плюс расходы на перелеты, проживание на турнирах и питание. Позволить себе такую роскошь могут только мировые звезды, зарабатывающие в качестве призовых миллионы.

Остальным приходится изворачиваться. Чаще всего теннисисты средней руки практикуются друг с другом. Это не слишком удобно, поскольку приходится подстраивать свое расписание под коллегу, зато очень бюджетно.