В Подмосковье впервые показали самую большую экспозицию, посвященную авиаконструктору Яковлеву

Культура и спорт
Денис Трудников/Подмосковье Сегодня

Фото: [Денис Трудников/Подмосковье Сегодня]

«Крылатые солдаты», «небесные Яки» – как только не называют детища легендарного конструктора Александра Яковлева. На его счету более 200 спроектированных моделей летательных аппаратов. Рассказываем про уникальные экспонаты, которые в течение двух месяцев можно увидеть на выставке «Небо Яковлева» в Музее техники Вадима Задорожного.

ПОДНЯЛИ СО ДНА

Экспозиция, размещенная в основном зале павильона «Авиация», демонстрирует этапы становления Яковлева: его биографию, первые конструкторские опыты.

– В 17 лет Александр Сергеевич уже делал планеры в Военно-воздушной академии. Несколько лет работал механиком, постепенно создал свою команду и, «сколотив» свое КБ (конструкторское бюро. – Прим. ред.), начал строить легкие самолеты, – рассказывает историк авиации, заместитель директора по научно-исследовательской работе Музея техники Марат Хайрулин.

Наибольший интерес представляют «крылатые дети» Яковлева, сохранившиеся в единичном экземпляре. Среди них первый боевой самолет
Як-1. Кураторы и художники выставки не только показывают эту отреставрированную машину посетителям, но и с помощью декораций рассказывают о ее истории, воссоздав место, где ее нашли.

– Команда нашего музея подняла этот самолет со дна озера Круглое в 2009 году, – рассказывает Хайрулин. – Молодой пилот возвращался после боевого задания. По неопытности выработал все топливо и, не дотянув до аэродрома, сел на лед озера. А когда пришла ремонтная бригада, самолет утонул. Мы нашли его спустя 60 лет и отреставрировали.

ХОТЬ ЗАВТРА В НЕБО

Еще одна диковинка на выставке – знаменитый истребитель Як-3 – участник Великой Отечественной войны. На нем красуются 14 звездочек – по количеству сбитых немецких самолетов. Несмотря на множество боевых вылетов машина сохранилась в идеальном состоянии – хоть завтра в небо!

– Этот экземпляр особенный, – говорит эксперт музея техники Евгений Лебедев. – Его подарил Советской армии простой колхозник, пчеловод-передовик Ферапонт Головатый, а летал на нем Герой Советского Союза Борис Еремин.

Поклонники военной техники не пройдут мимо самолета Як-9 – самого массового истребителя времен Великой Отечественной. Эту машину в народе называли «самолетом-солдатом».

По словам эксперта, Як-9 сейчас можно увидеть только в коллекции Вадима Задорожного. В мире таких машин больше не осталось.

ГОНКИ ПО ВЕРТИКАЛИ

Вторая часть выставки развернулась под открытым небом. Здесь представлены четыре самолета опытно-конструкторского бюро имени Яковлева. Жемчужиной считается Як-141 с бортовым номером 75. На нем было установлено 12 мировых рекордов.

Секрет этого истребителя, что ему не нужна взлетная полоса. Подниматься в небо и садиться он может буквально с места, например, с палубы авианосца.

Герой России шеф-пилот Андрей Синицын в 80-х годах прошлого века «учил летать» Як-141. На открытии выставки он впервые за 30 лет вновь сел за штурвал истребителя.

– Удобно, привычно, как будто вчера летал на нем, – поделился впечатлением Синицын.