Как жителю Подмосковья не попасться на уловки маркетологов в магазине
Фото: [Сергей Бобылев/ТАСС]
Когда приходишь за покупками, сложно не поддаться импульсивным решениям, быть предельно сосредоточенным и собранным. Прямой обман встречается нечасто, а вот попыток ввести покупателя в заблуждение хватает. В этом материале мы расскажем о нескольких хитростях маркетологов, знание которых поможет избежать лишних трат.
ОБЪЕМ УПАКОВКИ
Для многих покупателей решающим фактором при совершении покупки по-прежнему остается цена. Зная это, некоторые производители уменьшают тару и таким образом снижают цифру на ценнике.
Например, в одной известной сети супермаркетов пол-литровая упаковка кефира марки «Залесский фермер» стоит 62 руб. Цена визуально похожей бутылочки «Асеньевской фермы» составляет 60 руб. Но если присмотреться, объем второго продукта – 450 мл. Как видим, если бы второй производитель разливал кефир в такую же тару, цена составила бы уже 66,5 руб. Таким образом, продукт «Асеньевской фермы» не чуть дешевле, как кажется на первый взгляд, а чуть дороже продукции компании «Залесский фермер».
Безусловно, потребитель обращает внимание на вкус продукта, на упаковку, место и время изготовления. За что-то имеет смысл доплатить лишние три рубля. Но если для вас нет качественной разницы, то, как говорится, зачем платить больше?
ВЫКЛАДКА ТОВАРОВ
Наверное, все уже заметили, что самые простые, базовые продукты, вроде воды и хлеба, находятся в дальнем углу супермаркета. Расчет прост: по дороге покупатель соблазнится чем-то еще. Жвачки, чупа-чупсы и сладкие драже у касс – прямой удар по кошелькам родителей. Стоя в очереди, почти каждый ребенок непременно обратит на них внимание.
Чтобы не стать жертвой манипуляции, отправляясь в магазин, обязательно составляйте список покупок и не отклоняйтесь от него. Ребенку также стоит объяснить, что поход в супермаркет не развлечение, а необходимое и строго регламентированное мероприятие. Разрешите ребенку внести в список только три вещи. Объясните, что их он получит обязательно, но сверх того – нет.
Еще одна «фишка» – самые дорогие товары всегда стоят на полках, расположенных на уровне глаз. Посмотрите вверх, вниз, и, возможно, вы найдете качественный товар по доступной цене. То же касается и сроков годности продукции: во втором или третьем ряду, скорее всего, будут лежать более свежие йогурты, сыр, хлеб. Не стесняйтесь достать продукт из последнего ряда.
Факт! Правительство РФ может регулировать стоимость социально значимых продовольственных товаров в магазинах в случае роста цен на 30% и более за месяц.
ПРАВДА ЗА ЦЕННИКОМ
Бывает, что вы приобретаете товар со скидкой, а дома, рассмотрев чек, понимаете, что на кассе вам пробили его по полной цене. Возможно, продавец ошибся неумышленно. Также вполне вероятно, что ошиблись вы: ценник висел рядом совсем не с тем товаром, цену которого указывал.
При покупке внимательно смотрите не только цену, но и наименование товара. Сравните его с названием на упаковке. Согласно закону «О защите прав потребителей», продавец обязан указывать достоверную стоимость товара. В случае если на прилавке заявлено одно, в чеке другое, а кассир рассказывает сказку из серии «мы не успели поменять ценник», требуйте продать товар по указанной цене и знайте, что правда на вашей стороне.
«ЭКО», «БИО» И ФЕРМЕРСКАЯ ПРОДУКЦИЯ
После более чем десятилетия упорной работы экспертного сообщества закон «Об органической продукции» был наконец принят в России. Он вступит в силу 1 января 2020 года. После этого специальные значки «био» и «органик» смогут размещать на своих товарах только прошедшие специальную сертификацию производители.
Однако еще более двух лет надписи «био» и «органический» будут продолжать носить маркетинговый характер. То есть подобная ремарка на упаковке ничего не гарантирует покупателю. А понятия «фермерский продукт» и вовсе нет ни в каком ГОСТе. Назвать так свой товар имеет право кто угодно.
Алексей Корягин, председатель Объединения потребителей России, член Межведомственного совета по вопросам защиты прав потребителей в Московской области:
– Есть легкие маркетинговые хитрости, которые вводят покупателя в заблуждение, но не несут серьезных последствий. В целом уровень подготовки потребителей за последние 10 лет вырос, просто так большинство не обманешь. Но встречаются и грубые нарушения, которые могут повлиять на здоровье человека. Например, если в магазине стоят открытыми прилавки с салатами на вес. То же касается и хлеба – он должен быть упакован.
ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД
Иногда продавцы активно апеллируют к полу или возрасту покупателя, преподнося обычные товары следующим образом: «только для женщин», «для настоящих мужчин», «специально для подростков» и т.п. Это неудивительно, ведь необычная упаковка и яркий слоган чаще привлекают внимание.
По подсчетам американских экспертов, «женские» товары стоят, в среднем, на 7% дороже «мужских». Из-за этого среднестатистическая американка переплачивает порядка 1,5 тыс. долларов в год. В России подобные исследования пока не проводились.
Еще раз уточним: речь идет о товарах общего потребления. Просто они завернуты, например, в розовую упаковку или же с коробки улыбается миловидная девушка. Никаких объективных причин делать выбор в пользу такой продукции нет. Так что спокойно берите «мужской» или «универсальный» вариант – вы ничего не потеряете.
Владимир Посаженников, министр потребительского рынка и услуг Московской области:
– По объемам оборота розничной торговли и общественного питания Подмосковье стабильно занимает второе место в России. Это одна из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики региона.