Комбайны для команданте
Фото: [Василий Малышев / РИА Новости]
На Острове свободы продолжается девятидневный траур по отцу-основателю современной кубинской государственности Фиделю Кастро. Интернет-ресурсы разных стран мира захлестнул поток информации о легендарном команданте. Самое время вспомнить об одном из важнейших проектов советско-кубинского сотрудничества - производстве тростниковоуборочных комбайнов в Люберцах.
ТЕХНИКА ВМЕСТО МАЧЕТЕ
Начало кооперации Люберецкого завода сельскохозяйственного машиностроения имени А.В. Ухтомского с кубинскими товарищами было положено в ходе первого визита Фиделя Кастро в СССР весной 1963 года. Кастро стремился заручиться реальной поддержкой советских друзей в деле механизации уборки сахарного тростника – основного экспортного продукта Кубы. Напомним, что Республика Куба в то время попала буквально в тиски экономической блокады со стороны своего могущественного соседа – Соединенных Штатов Америки. Положение было крайне серьезным.
«Столетиями кубинцы убирали сахарный тростник вручную. Рубили его мачете. Причем во время сафры (так на Кубе называется примерно полугодовая тростниковая страда. – Ред.) на плантации выходили просто огромные массы мужского населения. Но вечно так продолжаться не могло. Мы остро нуждались в современной технике. К кому нам было обращаться по этому вопросу, кроме Советского Союза? В то время нашей стране здорово помог завод имени Ухтомского в Московской области», - рассказывал бывший посол Республики Куба в России Хорхе Марти Мартинес.
В 1963-1965 годах специалисты Всесоюзного института сельхозмашиностроения (ВИСХОМ), Ростсельмаша и Люберецкого завода сельхозмашиностроения им. Ухтомского разработали необходимую модель комбайна. Причем окончательная доработка конструкции комбайна (в то время – прицепного) была поручена именно люберецкому предприятию. Опытные образцы отправили на Кубу.
«Люберецкий завод производил окончательную комплектацию (двигатель, электроаппаратура, резинотехнические изделия), сборку, испытания и отгрузку на Кубу. Всего за два года (1967 и 1968) было изготовлено и поставлено 450 комбайнов», - вспоминал один из ветеранов-специалистов завода им. Ухтомкого Александр Вождаев.
ЛИШНЯЯ ПОЛИТИКА
Правда, делу постоянно мешала политика. «Начиная с того, что уже первый визит Кастро в СССР состоялся после ракетного кризиса 1962 года, когда кубинский лидер был страшно недоволен тем, что Никита Хрущев договорился с американцами за его спиной. И вот все, вроде бы наладилось, но затем, осенью 1964-го последовало смещение Хрущева, пришлось выстраивать отношения уже с новым советским руководством», - рассказал «Подмосковье сегодня» ведущий научный сотрудник Института Латинской Америки РАН Эмиль Дабагян.
В ходе всех этих политических передряг на какое-то время даже прекращалась поставка столь необходимых кубинской экономике комбайнов (ограничивались экспортом запчастей). И вот летом 1972 года Фидель наносит очередной визит в Советский Союз, в ходе которого отправляется уже непосредственно на Завод им. Ухтомского.
«ВИВА, КАСТРО!»
На площадке, примыкавшей к цеху, где производилась сборка комбайнов, собрался многотысячный митинг. Фидель, как всегда в таких случаях, не сдерживал эмоций.
«С 1964 года этот завод борется за решение проблемы уборки сахарного тростника в нашей стране! И чтобы вы имели представление какое значение имеет эта работа, я хочу сказать: для того чтобы произвести пять миллионов тонн сахара наша страна должна была рубить и вывозить при помощи ручного труда 42 миллиона тонн тростника, - сообщил кубинский лидер. - Вы представьте себе, что здесь в Советском Союзе всю пшеницу, всю кукурузу, весь ячмень и все остальные зерновые нужно было бы убирать вручную!» Аудитория реагировала бурно. «Вива, Куба!», «Вива, Кастро!»
Показательно, что в память о посещении завода Фиделю преподнесли модель нового комбайна. Как раз в ходе этого, 10-дневного визита в Советский Союз на самом высоком уровне будет принято решение не просто возобновить изготовление и поставку Люберецким заводом прежних прицепных комбайнов, но и перейти на их производство в самоходном исполнении (модель КТП-1). А в дальнейшем – построить завод по производству комбайнов на самой Кубе, в городе Ольгине. Завод им. Ухтомского станет в этом проекте головным предприятием. Специалисты из Люберец отправятся на Кубу, и первый комбайн уже местного производства будет собран к 26 июля 1977-го года – очередной годовщине штурма казарм Монкада революционерами во главе с Фиделем.
МЕЧТА О КОСМОСЕ
В 1972 году Фидель Кастро не мог обойти вниманием и Звездный городок. Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев знал об этом, и заранее пригласил дорогого гостя в Центр подготовки космонавтов. «Он поехал в Звездный хотя бы потому что считал долгом почтить память Юрия Гагарина, посетившего Кубу в ходе своего мирового турне в 1961 году. Гагарин на Кубе был столь же популярен, как и сам Фидель, его имя вызывало восторг, соответствующей можно назвать и реакцию на гибель первого космонавта его», - отметил Эмиль Дабагян. Добавим, что Юрий Алексеевич Гагарин был первым председателем Общества советско-кубинской дружбы.
А спустя восемь лет на околоземную орбиту в составе экипажа «С-38» отправится первый кубинский космонавт Арнальдо Тамайо Мендес. Так что земляки Фиделя тоже возьмутся за освоение космического пространства.