Обсчет, обвес и завышение цен: эксперты рассказали, как бороться с обманом в торговле

Экономика
Алексей Мальгавко/РИА Новости

Фото: [Алексей Мальгавко/РИА Новости]

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) опубликовал результаты исследования относительно нарушений прав потребителей в стране. Продажа просрочки, плохое качество товаров, обсчет и обвес – самые распространенные жалобы. Выясняем, как обстоят дела у подмосковных покупателей и что помогает защититься от нечестных продавцов.

ИЗУЧИТЬ УПАКОВКУ

«Сегодня 23 марта, а на полке в магазине стоит детское питание сроком годности до 14 марта со скидкой 26%, – пишет на портале «Добродел» жительница Люберец по имени Любовь. – Разве это нормально?»

Продажа просрочки – самое популярное нарушение, установили специалисты ВЦИОМ. Однако наказать за это торговую точку на практике довольно сложно: товар можно быстро убрать с прилавка до прибытия проверки. Покупателям остается лишь внимательнее смотреть на упаковки. Тем более обнаружить нарушение несложно.

Продавцы остаются безнаказанными еще и потому, что зачастую люди просто не видят смысла жаловаться.

– Я покупала фрукты на местном рынке, половина их них оказались гнилыми, – рассказала «Подмосковье сегодня» домохозяйка из Домодедово Алина Баралейчук. – Я обнаружила это уже дома и ничего делать не стала. Просто больше туда не хожу.

СКРЫТЫЕ НАРУШЕНИЯ

За прошедший год 37% россиян сталкивались с нарушениями потребительских прав. В основном один или два раза в течение 12 месяцев, отмечают эксперты ВЦИОМ.

– На мой взгляд, цифра объективна и для Подмосковья, – говорит председатель Объединения потребителей России, член Межведомственного совета по вопросам защиты прав потребителей в Московской области Алексей Корягин. – Однако речь идет о нарушениях, на которые обратили внимание сами покупатели. Бывают еще скрытые.

По статистике Всероссийского центра изучения общественного мнения, лишь 70% россиян знают, что их потребительские права защищены законом. Чтобы повысить этот показатель, необходимо отладить систему информирования, считает Алексей Корягин.

ПОЙМАЛИ В СЕТИ

Вопросы защиты прав потребителей часто поднимают пользователи социальных сетей. Например, на днях житель Балашихи Александр Кашин в купленной колбасе обнаружил кусок шерсти, о чем незамедлительно сообщил в местном паблике. На пост отреагировали представители Минпотребрынка региона, порекомендовавшие ему обратиться в Управление Роспотребнадзора по Московской области. Жительницу пос. Тучково Рузского городского округа удивило подсолнечное масло с этикеткой, написанной от руки. Специалисты посоветовали написать о выявленном нарушении в книгу жалоб и предложений.

Чтобы инициировать проверку Роспотребнадзора, поста в соцсети может быть недостаточно. Для информирования сотрудников ведомства о нарушениях следует зайти на сайт, нажать на значок «Прием обращений граждан», заполнить все графы и приложить фотографии.

Марина Костина, заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по Московской области:

– В 2018 году Управлением Роспотребнадзора было рассмотрено более 16 тыс. обращений от жителей региона. По результатам проведенных проверок было подано 259 исковых заявлений в защиту прав потребителей, что на 44% больше, чем в 2017 г.