Ритейлеры и рестораторы оценили влияние Великого поста на спрос
По данным экспертов, каждую весну в великопостное время растет спрос на продукты растительного происхождения – как на привычные фрукты и овощи, так и на растительные заменители животной пищи. Подмосковье в этом плане – не исключение. Здесь представители торговли и общепита оценивают весенний рост спроса на постные продукты примерно в 20%.
КАСАЕТСЯ ВСЕХ
Один из самых главных и строгих в православном календаре постов приходится на март и апрель. Это отражается не только на столах тех, кто постится, но и на ассортименте кафе и магазинов, а также на их выручке.
По данным опубликованного исследования интернет-магазина Wildberries, только за первые три недели поста (с 7 по 28 марта) россияне заказали на 50% больше фасоли, чем месяцем раньше. На целых 87% выросли продажи чечевицы, на 63% – нута и на 24% – грибов. Причем популярностью пользуются и новые продукты из растительного сырья: за тот же период на четверть повысился спрос на растительное молоко, а растительного мяса заказали на 109% больше. В тренде – груши, яблоки, мед, фруктовые десерты и снеки.
В Подмосковье спрос на постное тоже заметно вырос. Представитель компании «Одинцовское Подворье» Максим Цыбуляк отмечает, что эти колебания касаются и посетителей рынка в Одинцове, и тех, кто заказывает доставку.
– Во время поста люди покупают больше овощей, фруктов и сухофруктов, орехов, повышение составляет примерно 15–20%, – говорит Цыбуляк. – Спрос на мясо в это время, наоборот, немного снижается, хотя покупают его по-прежнему активно. В этом году ситуация стандартная, серьезных отличий от прошлой весны с постными продуктами нет.
В региональном Минсельхозе отмечают, что сетевые магазины значительно расширяют ассортиментную линейку, а также предлагают разнообразные скидки и акции на постные продукты. В частности, некоторые торговые сети на территории региона предлагают скидку до 20% на постные группы товаров.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОЗИЦИИ
Изменения спроса в связи с постом ощущают не только торговые предприятия, но и общепит. Например, в ресторане грузинской кухни «Иды сюда» в Одинцове говорят, что постных заказов становится больше. Хотя специального меню в заведении нет.
– У нас и в постоянном меню много блюд только из растительных продуктов, – рассказали в ресторане. – Сейчас многие выбирают хинкали с грибами, с картошкой, пироги с фасолью, овощные рулетики.
А некоторые рестораторы специально адаптируют меню к Великому посту. Так, сеть «Очень странная кофейня» в Ступине и Кашире предлагает посетителям постное печенье и другие блюда вдобавок к капучино и латте на растительном молоке, которые доступны всегда.
– У поставщиков появляются специальные позиции, и мы добавляем их в меню, – говорят в компании. – Отмечаем, что это постный продукт, и покупатели сразу это видят, на это и реагируют. Конечно, спрос на напитки тоже меняется. Некоторые вместо обычного молока для кофе выбирают растительное. У нас есть кокосовое, миндальное, банановое, фундучное. Но чаще те, кто постится, переходят просто на черный кофе.
Есть покупатели, которые выбирают капучино на кокосовом или латте на фундучном и в обычное время, когда никакого поста нет. В кофейне говорят, что это клиенты-вегетарианцы или те, кто отказался от коровьего молока по состоянию здоровья. Ежегодный рост спроса на «постные» виды кофе и постную еду в марте – апреле в кофейне оценивают примерно в 20%.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области:
– Сейчас многие производители предлагают огромное количество постных продуктов, разрешенных к употреблению во время поста. В частности, торговые сети региона добавили дополнительные позиции в ассортиментную матрицу в таких группах товара, как хлебобулочные и кондитерские изделия. Также в региональных магазинах покупатели могут приобрести постный майонез и другие постные соусы, овощи, фрукты, грибы, крупы, все бобовые, растительные масла, продукты квашения, зелень, сою и соевые продукты, маслины и оливки, из десертов – варенье и джем, темный шоколад, мармелад, халву и козинаки, изюм, цукаты, орехи и семечки, отруби и хлебцы. При этом подмосковные производители занимают прочное место на полках розничных сетевых магазинов, доля подмосковных товаров в магазинах сетей увеличивается ежегодно и составляет более 70%.