Водитель такси в Серпухове заблокировал в салоне компанию подростков, потребовав доплатить за проезд
Фото: [Денис Трудников]
Вызвать такси по фиксированному тарифу и большой компанией разъезжаться по домам в одной машине – популярный лайфхак среди современной молодежи. Стоимость проезда на одного пассажира, оказывается примерно как в маршрутке. Зато быстро и с комфортом. Однако водителей такие вояжи явно не радуют. Одна из таких поездок обернулась стрессом для компании из четырех серпуховских школьниц. Шофер не выпускал их из салона, требуя дополнительно скинуться по 50 руб. Разбираемся, кто прав, а кто виноват.
ДОПЛАТА С КАЖДОЙ
Об инциденте с заблокированными в салоне подростками стало известно из жалобы в службу поддержки одного из популярных агрегаторов. Старшеклассницы из Серпухова Таня, Соня, Наталья и Мария (имена изменены. – Прим. ред.) вызвали такси, чтобы поехать к подруге. Во время поездки, по словам девочек, водитель предложил им доплатить по 50 руб.
– Сказал, что иначе отвезет нас обратно или высадит прямо на дороге, – написала в жалобе Мария. – В итоге довез до конца маршрута, но заблокировал двери и продолжал требовать деньги. Мы отказывались. Тогда он развернул машину и резко поехал.
Естественно школьницы сильно испугались. От перевода с карты на карту шофер при этом отказывался. В какой-то момент у старшей из девочек, Татьяны, не выдержали нервы. Она достала сторублевую купюру и отдала водителю. После этого мужчина открыл двери, и юные пассажирки выскочили из салона. При этом, по их словам, водитель все же объяснил им свою мотивацию: ему не хватает заработка по тарифу.
– Я пришел сюда деньги зарабатывать, здесь вам не маршрутка, – пояснил мужчина.
Шокированные подростки обратились в службу поддержки сервиса, где после быстрого разбирательства им принесли извинения. В качестве компенсации одной из девочек был отправлен промокод на 500 руб.
Также представители сервиса отметили, что за такое поведение водитель может лишиться доступа ко всем заказам.
ПАССАЖИР ВСЕГДА ПРАВ?
По мнению автоюриста Юрия Капштыка, в первую очередь работникам сервиса такси нужно разобраться и выслушать обе стороны. У всех водителей есть кнопка записи диалога с пассажиром. Важно понять, было ли отклонение от изначально заданного маршрута.
– Если этого не было, то пассажиры могли спокойно ехать, попросив произвести остановки. Это их право, количество посадочных мест не превышено, – полагает Юрий Николаевич. – Если время в пути непредвиденно увеличилось, то водитель был вправе прекратить поездку, указав в комментариях программы, почему.
Однако, шофер в любом случае нарушил, как минимум, профессиональные нормы.
– Прежде всего, он должен был выполнить заказ, – считает Юрий Капштык. – Если факты подтвердятся, то может быть возбуждено уголовное дело по факту вымогательства и угрозы применения физической силы.
Эксперт объясняет грубость водителя низкой правовой культурой, которая вызвана большой текучкой кадров. Также напряженный график с десятками заказов в течение одних суток нередко приводит к нервному срыву у таксистов.
ВОПРОС СПРАВЕДЛИВОСТИ
Главный редактор портала о городском транспорте и такси «Бюро ИКС» Роберт Ян не одобряет действия водителя, но понимает его мотивацию.
– Такие проблемы возникают, когда компании молодых людей едут по фиксированной цене, полагая, что она не может измениться по ходу маршрута и требуют их развозить по разным адресам. Но цена зафиксирована не вообще, а до конкретного адреса, – объяснил Ян. – Водитель вправе выбирать вариант быстрой доставки исходя из дорожной ситуации, он не обязан придерживаться маршрута этой компании.
По словам эксперта, молодые люди зачастую при заказе не указывают дополнительные точки посадки и высадки. Но у водителя нет возможности поменять маршрут, он едет по изначальному заказу. Доплачивать пассажиры не хотят, считая, что не сильно отклоняются от маршрута. А для водителя это совершенно не выгодно, он же платит комиссию агрегатору.
Ян считает не совсем справедливым, что сервисы почти всегда встают на сторону пассажиров, которые по сути манипулируют ценой в ходе поездки. К сожалению, агрегаторы, как правило, не обучают своих водителей правилам поездок и тарифам, нюансам ценообразования.
Кирилл Жигарев, заместитель председателя Мособлдумы, член Комитета по транспортно-дорожному комплексу и информационным технологиям:
– Чтобы не было конфликтных ситуаций, нужно сервисам такси пересмотреть свои тарифы с точки зрения их вариаций. Должны быть фиксированные тарифы, но с ограничениями. По времени, наверное, не очень актуально, т.к. есть пробки, переезды и т.д. Но по километражу вполне могут быть. Сегодня все завязано на геолокации и на пробеге, во всех программах видно, где и куда едет машина. Должны учитываться дополнительные издержки, чтобы не было ситуаций, когда водитель произвольно что-то требует.