Корреспондент «Подмосковье сегодня» выяснил, кто травит химикатами реку Кунью

Экомониторинг

Жители города Пересвет и поселка Скоропусковский в Сергиево-Посадском районе бьют тревогу. Река Кунья, которая течет неподалеку, то и дело пенится и издает на километры резкий специфический запах, который вызывает кашель и аллергию. Общественность считает, что реку, а также землю и воздух хлором и другими отходами загрязняет местный химический завод. На предприятии отвечают, что соблюдают все меры безопасности. Последнее слово теперь – за экологами.

Запах хлорки

Раньше местные жители любили гулять по берегу Куньи, купаться, рыбачить. Но в прошлом году все изменилось. На поверхности реки стала появляться белая пена, словно кто-то растворил в ней шампунь. Только запах был не как у средства для мытья головы.

- От Куньи несло хлоркой, вонь чувствовалась даже в Скоропусковском, от нее першило в горле, - рассказывает местная жительница Светлана Старикова.

- Мы увидели большие пенные островки и обомлели, - вспоминает Александр Суворов. – Вся рыба, по словам моих друзей-рыбаков, передохла.

Подозрение тогда пало в первую очередь на местный химический завод, который стоит недалеко от речки. В промышленных масштабах он производит, в частности, гипохлорит натрия – вещество на основе хлора, которое используют для дезинфекции питьевой воды и воды в бассейнах. Подумали, что это завод сливает в реку отходы производства. Забили тревогу.

- Проверили завод, написали письмо в Министерство экологии и природопользования Московской области, вызвали Роспотребнадзор, они взяли пробы воды, - перечисляет глава города Пересвет Андрей Булкин. – На заводе тогда нарушений не нашли, анализ проб воды, к нашему удивлению, не показал никаких отклонений, хотя я запах хлора чувствовал.

- Может быть, потому, что пробы воды брали, когда пена почти сошла, речка проточная, быстрая? – предполагает начальник отдела городского хозяйства администрации города Пересвет Людмила Лакаева.

Через несколько дней пена с речки исчезла, историю подзабыли, но этой зимой все повторилось вновь.

Аллергия и ожог легких

- Накануне на воде опять появились белые хлопья пены и пошел едкий запах, - говорит депутат Совета депутатов поселка Скоропусковский Андрей Бырдин.

- Мы повторно написали письмо в Министерство экологии, сотрудники МЧС взяли пробы воды, - подтверждает Андрей Булкин.

В этот раз в пенной истории вновь заподозрили химический завод. Жители вспомнили все свои старые претензии.

- Они не только Кунью гробят, но и нас травят. Живу в Скоропусковском шесть лет. Всю семью мучает кашель, - возмущается Елена Скородуб. – Когда уезжаем в отпуск, его нет.

- В этот раз, когда завод слил хлор в воду, я надышался и получил ожог дыхательных путей, лечился четыре месяца, - признается Александр Головко. - Есть все документы из больницы.

Депутат Бырдин солидарен с жителями.

- Утилизация химических отходов стоит дорого. А сливать в реку – дешево. Я накануне был у речки, через десять минут запершило в горле, заслезились глаза, - говорит он. – Раньше я работал на этом заводе начальником охраны, знаю, что говорю.

Учите физику!

- Бырдин от нас был уволен, а теперь мстит и людей подговаривает, - отвечает оппонентам заместитель директора ООО «Скоропусковский синтез» Александр Юдин. – Это ж надо сказать, что пена – это хлор, он же не соединяется с водой, не пенится, это даже школьник знает!

По словам Юдина, хлор хранится в газообразном виде, его просто невозможно вылить в воду. Также пояснил, что пенные химические составы они также производят, но в небольшом количестве, так как это дорого.

- Если бы я вылил хоть немного этого состава в речку, меня бы сразу уволили за нерациональное использование средств! – уверяет замдиректора.

Власть на стороне завода

- Это серьезное химическое предприятие, имеет декларацию химической безопасности, у них есть автоматическая система контроля выбросов хлора, - защищает предприятие глава поселения Скоропусковский Валерий Ховрачев. – Я, кстати, накануне ходил на реку, запаха не почувствовал.

- Все равно надо проверять, я сам видел, у них четыре трубы выходят прямо в Кунью, – настаивает депутат Бырдин.

У предприятия действительно есть специальная труба, через которую выходят так называемые условно чистые воды. Но такая труба по техническим требованиям должна быть на каждом подобном заводе.

- Оттуда регулярно берутся пробы воды, никаких нарушений нет, готов показать документы, – предлагает Александр Юдин. – Кстати, это ложь, что в реке нет рыбы, там есть даже щуки. А пена… Может, это просто вода пенится или вообще провокация – кто-то пошел и растворил в реке шампунь.

Неопределяемое вещество

Чтобы выяснить, что же на самом деле плавает на реке Кунья, нужно провести большую работу. Специалисты сейчас рассматривают несколько версий.

- По течению реки, помимо завода, есть также несколько дачных массивов, может быть, это люди вывели трубы в речку и моют посуду, - предполагает начальник отдела по участию в предупреждении и ликвидации ЧС и решению задач ГО администрации Сергиево-Посадского района Дмитрий Сафонов.

До химзавода также есть производство по фасовке ядохимикатов, еще дальше - трубный завод, там нет очистных сооружений. Теоретически возможно, что гадость в речку идет от них, а завод является главным подозреваемым, потому что он - последнее промпредприятие на реке, далее, вниз, уже больше ничего нет.

- Сейчас важно выяснить, что за вещества присутствуют в пене. Пока нет такой информации, обвинять завод нельзя, как и исключать его из списка подозреваемых, - говорит Валерий Ховрачев. - Недавно у них прорвало канализацию. Может, оттуда что-то пошло в реку?

Виноваты февральские дачники?

Все эти догадки должен подтвердить или опровергнуть анализ проб воды. Пока есть только его предварительные результаты.

- В воде нет хлора, зато есть аммиак. Возможно, он идет из стихийных канализаций дачных массивов, - объясняет Дмитрий Сафонов. – Нам предстоит проверить все дома и предприятия по течению реки. Что за вещество дает пену, информации пока нет.

- Да, в феврале приехали дачники и стали усиленно пользоваться канализациями, - иронизирует депутат Бырдин. – Знаю, что пробы брали только в середине Куньи, а у завода и в конце реки - нет, поэтому они не информативны. Сегодня, кстати, запах там опять невозможный.

Как бы то ни было, «Подмосковье сегодня» обещает следить за развитием ситуации.

Поделиться