Головнев: бизнесу предоставлен уникальный шанс, важно его не упустить
Фото: [архив газеты "Подмосковье Сегодня"]
Подмосковный бизнес-омбудсмен Владимир Головнев поделился с корреспондентом «Подмосковье Сегодня» своим взглядом на развитие предпринимательства в Московской области в условиях непростой экономической ситуации.
Год ушедший
– Владимир Александрович, каким, по вашему мнению, был для предпринимательского сообщества Подмосковья и России в целом ушедший 2014 год?
– Год, конечно, выдался сложный. Во втором полугодии сложилась непростая экономическая ситуация, происходили резкие скачки курсов доллара и евро к рублю. В то же время мы увидели несколько очень интересных законодательных инициатив, в частности, вновь созданные предприятия на два года подпадают под налоговый мораторий.
– Не считаете, что некоторые из принятых законопроектов, наоборот, не учитывают интересы бизнеса?
– Есть и такой момент. Например, законопроект, наделяющий правоохранительные органы правом возбуждать уголовные дела без результатов налоговой проверки. Безусловно, это способствовало оттоку людей из бизнеса. Но это тенденция не ушедшего года, она наблюдалась еще в 2013 году. Отток начался, еще когда предпринимателей, работающих в малом бизнесе, попытались обложить различными социальными взносами.
– Ситуация в экономике тоже на это повлияла?
– Ситуация конца 2014 года просто усилила этот процесс. К примеру, увеличились ставки по кредитам. А ведь любой бизнес развивается, когда есть на что развиваться. Для того чтобы развивать производство, покупать новое оборудование, нанимать новых сотрудников, нужны ресурсы. В России деньги и так не «дешевы» и не «длинны», а ключевая ставка Центробанка поднялась до 17% и идет разговор о еще более существенном ее увеличении. Зачастую предприниматели вынуждены брать кредиты в коммерческих банках под 28% и даже под 35%. Очень сложно найти виды бизнеса, которые могут потянуть такие ставки. Сейчас, конечно, не 1990-е, когда все гнались за максимально быстрой прибылью, но люди все же хотят ясно видеть будущее. Думаю, российский бизнес пока психологически не готов к срокам окупаемости в 15 - 20 лет.
Заботы бизнеса
– Изменилась ли работа Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Московской области вслед за изменением ситуации в экономике? С чем сейчас обращаются к вам бизнесмены?
– Прежде всего важен тот факт, что за прошедший год бизнес-сообщество в Подмосковье узнало, что существует институт бизнес-омбудсмена, и, на мой взгляд, предприниматели поверили в него. Хотя наша работа часто предполагает действия «в режиме ручного управления», считаю, за 2014 год удалось сделать немало. По состоянию на конец года в мой аппарат поступило 854 обращения. К слову, изменение экономической ситуации на их тематику особо не повлияло. По-прежнему часто жалуются на действие или бездействие государственных органов и органов местного самоуправления и на их решения. Обращаются за разъяснениями законодательства, просят оказать содействие при решении системных проблем малого и среднего бизнеса.
– В Подмосковье последовательно реализуется масштабная программа поддержки малого и среднего предпринимательства. Как вы считаете, это реально работает?
– Конечно, работает. Главный программный момент здесь – то, что губернатор Подмосковья Андрей Воробьев неоднократно заявлял: предпринимательство является основой развития экономики Подмосковья. Муниципалитеты должны иметь свои программы развития, создавать малому и среднему бизнесу благоприятные условия, чтобы предприятия приходили именно к ним. Создание в Подмосковье сети технопарков с уже готовой инфраструктурой и коммуникациями для бизнес-стартапов говорит о том, что правительство Московской области уделяет большое внимание развитию бизнеса, вкладывая в это большие средства, и усиленно развивая в подмосковных технопарках предприятия реального сектора экономики, и реализуя программы импортозамещения.
Китайский путь
– Владимир Александрович, чего подмосковному бизнес-сообществу ждать в наступившем году?
– С одной стороны, мы видим отрицательные моменты: многим предприятиям приходится элементарно выживать. С другой стороны – перед российским бизнесом открываются новые возможности. Сегодня сложился тренд не просто разговоров об импортозамещении, которые идут уже лет 10. Наступило время внедрения реального импортозамещения. Когда стоимость товаров в иностранной валюте неконтролируемо увеличивается, такие товары становятся менее конкурентоспособными. Это дает хороший шанс отечественным товаропроизводителям. Продукция, производимая в России, может быть востребована потребителями и торговыми сетями. И не надо выдумывать какие-то новые сущности – по этому же пути в свое время шел Китай. «Китайское экономическое чудо» 25 - 30 лет назад началось именно с развития собственной пищевой, легкой и текстильной промышленности. Их продукцией люди пользуются каждодневно, она быстро окупается. На следующем этапе шла бытовая техника, электроника и автомобили. При этом китайцы приобрели ряд известных брендов, естественно, не только имя, но и технологии и соответствующие инженерные центры с высокопрофессиональным персоналом.
Производство и торговля
– Вы считаете, российскому бизнесу подходит такой путь развития?
– В России в свое время сделали акцент на развитие сырьевых отраслей и, видимо, слишком увлеклись этой темой. Казалось: добудем больше нефти и газа, продадим - и купим все необходимое. Импортозамещение при этом оставалось только на бумаге. Сейчас совсем другое время. Торговые компании, обладающие развитыми сетями продаж, сегодня понимают невыгодность простой перепродажи импортных товаров. Поэтому они имеют уникальный шанс объединиться с отечественными производителями и создавать конкурентоспособную продукцию внутри страны, в частности, в Подмосковье. Надо только сделать реальные шаги. Повторюсь, в новом году для российского и, в частности, для подмосковного бизнеса открываются очень большие возможности, и предпринимателям важно их не упустить, не опускать руки и не плакаться, как все плохо в экономике. Особенно это касается реального сектора нашей экономики. Когда-то драйвером экономики была торговля. Сейчас картина иная. Губернатор Московской области Андрей Воробьев как-то в своем выступлении сказал, что два главных источника валового продукта региона – это и производство, и торговля: где-то по 25%. К слову, строительство дает всего-навсего 8%. Поэтому необходимо не страдать гигантоманией, а развивать много узкоспециализированных производств и последующую кооперацию между ними. В Подмосковье для этого очень хорошие шансы.