Три кита подмосковных инвестиций
Фото: [РИА Новости]
Дороги, туризм и молочное производство — три инвестиционных кита Подмосковья, которые позволят региону увеличить ежегодные поступления в бюджет. В идеале — до 1 триллиона рублей за четыре года, как потребовал от правительства губернатор Андрей Воробьев. С этой целью и было создано министерство инвестиций и инноваций Московской области, говорит глава ведомства Денис Буцаев.
Первый инвестиционный «кит» — это производство молока, которое становится подмосковной нефтью. Как рассказал министр инвестиций и инноваций, региональные власти сделали на него ставку не случайно.
«Как раз сейчас в этой отрасли (сельском хозяйстве) происходит оживление. Возьмем, например, молочное животноводство. Молоко сейчас становится подмосковной нефтью. На него большой спрос со стороны перерабатывающих предприятий, вкупе с прошлогодним повышением цен производство молока становится интересным с точки зрения экономики», — отметил Буцаев в интервью газете «Коммерсантъ».
Министр отметил, что сейчас правительством вырабатывается возможность увеличения для производителей молока сроков субсидий по кредитам с 8 до 15 лет. «Создание молочной фермы обходится примерно в 500-600 миллионов рублей, окупается она за 8-12 лет. Увеличение срока субсидирования, по нашей задумке, уменьшит этот период до 6-8 лет. Такой горизонт сделает сельское хозяйство довольно конкурентоспособным в глазах инвестора», — уверен он.
Второй «кит» — строительство дорожной инфраструктуры. Буцаев напомнил, что существует программа строительства платных переездов через железнодорожные пути.
«Сейчас, чтобы переехать через пути, вы стоите перед шлагбаумом и ждете. Перевозки очень интенсивные, фактически паузы между движением поездов нет, скапливается огромное количество машин. Для решения этой проблемы нужны переезды над железнодорожными путями», — пояснил министр.
Такие переезды строят за бюджетные средства, но они ограниченны, нужны частные средства, говорит Буцаев. «За счет частных денег мы рассчитываем построить около 50 таких переездов. Технологически они будут очень разные. Один объект может стоить от 300 миллионов до 1 миллиарда рублей, но затраты могут вырасти и до 2 миллиардов рублей, — рассказал он. — Проект контракта предусматривает, что инвестор построит и сдаст в эксплуатацию объект, а взамен получит право взимать плату в течение определенного промежутка времени. Сейчас мы собираем от потенциальных инвесторов информацию о том, на каких условиях они готовы заниматься строительством. Потом предложим им финансовую модель и на конкурсной основе выберем подрядчиков».
Министр отметил, что со стороны кажется, что самыми рентабельными будут большие переезды вокруг Москвы, но на самом деле это не так, поскольку стоимость строительства именно таких объектов оказывается намного выше. Зато переезды с меньшим потоком машин и куда более простыми условиями реализации, дешевой землей вокруг и наличием инфраструктуры будут гораздо выгодней.
Наконец, третий «кит» — это туризм, который по словам Буцаева, незаслуженно был забыт властями. «Подмосковье — второй российский регион после Краснодарского края по количеству рекреационно-туристических объектов, но большинство из них либо неэффективны, либо работают только номинально», — посетовал он.
На сегодняшний день сегмент развлечений в Подмосковье фактически не развит, там нет ни одного полноценного тематического парка, говорит министр. Есть ряд проектов, который может немного исправить эту ситуацию: так, в области планируют создать парк в стиле сафари. «Сафари — это немного другое развлечение, построенное по принципу открытого зоопарка, — отметил он. — Мы подобрали земельный участок в бывшем военном городке с огромным количеством зеленых насаждений (в Подольском районе). Сейчас мы вместе с заявителем (группой «Атолл») работаем над тем, чтобы сделать модель экономически эффективной и интересной для банковского финансирования. Проект должен стать рентабельным».
Еще один крупный проект, которым занимаются сразу несколько подмосковных министерств — это парк «Россия». Так, ведомство Буцаева ищет для него возможных инвесторов. «Потенциальных интересантов достаточно много, но сейчас каждый из них заинтересован только в своем конкретном объекте, — говорит министр. — Наша задача — разбить проект на этапы, сделать его модель экономически устойчивой. Думаю, здесь будет не только развлекательная часть, но и бизнес-кластер, который как раз станет якорем для развития территории».
Зато подмосковный «Диснейленд» вызывает у Буцаева некоторый скепсис. «Disneyland — не приоритет для нас, есть конкурирующие сети из Франции и Испании, все они рассматривались для парка «Россия», — отметил он. — Нам очень понравился проект крытого парка одной из китайских компаний. Такой объект мог бы работать круглый год, это больше подойдет с учетом климатических особенностей региона».