Александр Хрокин: «Регби закаляет характер ребенка на всю жизнь»
Фото: [из личного архива Александра Хрокина]
Александр Хрокин – семикратный чемпион России по регби, серебряный призер Кубка европейских наций 2009/2010, на протяжении многих лет незаменимый игрок основного состава титулованного отечественного клуба «ВВА-Подмосковье». После завершения спортивной карьеры он посвятил себя развитию детского спорта в Монино. Александр Хрокин расскажет об истории и мифах, связанных с регби и о том, какие преимущества в жизни дает детям этот вид спорта.
– Когда вы начали играть в регби и почему выбрали именно этот вид спорта?
– Я начал заниматься регби где-то с одиннадцати лет. В Монино тогда особого выбора и не было: была авиамодельная секция из неспортивных, а из спортивных – регби. Моим первым тренером стал Лахтин Виктор Дмитриевич, а потом меня тренировал Александр Алексеенко, возглавляющий сегодня клуб «Кубань». Когда мне исполнилось восемнадцать лет, я попал в команду мастеров. С того времени и до окончания карьеры моим наставником был Николай Неруш.
К тому моменту регби стало для меня выходом в люди. Начало девяностых было тяжелым временем в стране. Родители не могли мне профинансировать образование в университете, но благодаря регби в восемнадцать лет я стал уже сам получать какую-то зарплату. Команда создавалась тогда на базе Военно-воздушной академии имени Гагарина и вплоть до 2009 года все игроки были одновременно военнослужащими. Я, например, имел звание старшего прапорщика. Всю свою карьеру, которая началась в 1994 году и закончилась в 2012, я играл за монинский клуб ВВА им. Гагарина. Наш клуб был создан в 1967 году, и скоро будет отмечать полувековой юбилей. Если суммировать все заслуги клуба времен СССР и в период после 1991 года, то «ВВА-Подмосковье» – это самая титулованная отечественная регбийная команда.
– Почему этот вид спорта стал развиваться в Монино?
– Насколько я помню историю, регби впервые появилось в нашей стране в 30-х годах, но потом было решено, что это буржуазный вид спорта и его запретили. Оно вернулось только в 1957 году, после Фестиваля молодежи и студентов в Москве, где было представлено в качестве спортивной составляющей. Инициатором создания команды регби в Монино был начальник академии маршал авиации Степан Акимович Красовский, который любил и продвигал спорт в любых направлениях. Практически с первого своего выступления команда Военно-воздушной академии оказалась в призерах на чемпионате РСФСР.
Вообще, регби зародилось в Англии. Началось все с того, что в 1823 году учащийся колледжа в городе Регби по имени Уэбб Эллис взял мяч руками во время игры в футбол и забежал с ним в ворота соперника. В память об этом событии главный кубок регби назван в честь этого игрока, а сама же игра получила имя от названия этого английского города.
– А какое место занимает сегодня наша сборная среди команд других стран?
– Наша сборная входит в двадцатку, а максимально высокое место в мировом рейтинге Россия занимала в 2011 году, поднявшись на шестнадцатую строку. Тогда наша команда, в составе которой играл и я, впервые в истории отобралась на кубок мира. Это было настоящее достижение, тем более, что мы поехали в Новую Зеландию – страну, где регби является спортом номер один, и кроме того, хозяева были обладателями кубка мира. Это был один из самых лучших сезонов в моей карьере. Россия тогда не прошла дальше группового этапа турнира, но это не воспринималось как трагедия, потому что, как я уже сказал, само попадание на чемпионат стало достижением. Вообще кубок мира впервые разыгрывался в 1987 году. В тот год команду СССР приглашали участвовать в турнире без отбора, потому что у отечественного регби тогда был достаточно хороший рейтинг. К сожалению, вмешалась политика, и сборная Советского Союза не поехала на кубок. Вскоре СССР распался, а команде России без бывших республик отобраться на чемпионат долгое время не удавалось.
Попадание России на кубок мира в 2011 году дало мощный толчок к развитию регби в стране. Возникло много любительских клубов в разных городах и регионах. В 2011 году были трансляции матчей по телевизору, а это очень важный фактор. Отсутствие трансляций матчей по телевизору – это главная проблема для регби в России. Это довольно странно, потому что зрелищность в регби сумасшедшая. Посмотрите международные соревнования, там люди такие вещи вытворяют! Динамика игры огромная: в полсекунды может поменяться ситуация на поле. Кстати, разновидность игры регби-7 включили в ближайшую олимпиаду.
Для нашей страны фактор участия в олимпиаде играет важную роль: если вид спорта олимпийский, к нему проявляется благосклонность и идет финансирование. Интересно, что регби будет включено в список олимпийских видов спорта впервые после столетнего перерыва. В 1900-е годы регби один или два раза присутствовало на олимпиадах, а потом в силу различных причин на протяжении всего двадцатого века его не было. Надеюсь, это даст новый импульс для развития этого вида спорта в нашей стране.
Конечно, сейчас есть интернет, и можно посмотреть матчи любого уровня в сети. В мое время все было хуже: ставили какую-нибудь одну кассету с международным матчем по регби пятилетней давности, и тридцать человек собирались вокруг видеомагнитофона, чтобы посмотреть игру.
– Как долго вы играли за сборную?
– За сборную я играл с 2000 по 2011 год. Это достаточно много, особенно для моей позиции пропа. Проп – это по-нашему «столб». Можно сказать, что на «столбов» ложится самая большая нагрузка в ходе матча. Регби – это контактный вид спорта. Сейчас в регби все игроки крупные, кто сильнее и техничнее, тот и добивается результата. Поэтому тренера пытаются по возможности искать крепких ребят. На поле выходить без физической подготовки невозможно. В регби важно столкновение, проявление характера. В ходе игры возникают какие-то конфронтации, каждый сам определяет себя на поле – кто сильнее, тот и прав.
– Вы изначально планировали стать детским тренером после завершения карьеры игрока?
– На самом деле я вовсе не планировал становиться детским тренером. Мой последний сезон в качестве игрока закончился в ноябре 2012 года. Декабрь и январь я еще размышлял, а с февраля 2013 года решил попробовать себя в этом новом качестве. Постепенно я втянулся, и на данный момент после трех лет работы с детьми, вижу себя именно в этом деле.
В материальном плане из игрока превратиться в детского тренера означает, что оплата труда упадет не то что в разы, а в десятки раз. Хорошо, что семья меня поддержала, и какой-то промежуток времени, когда происходило мое тренерское становление, мы жили фактически только на доходы жены. Это одна из причин, почему игроки, после завершения карьеры, занимаются чем угодно, но не тренерской деятельностью.
СДЮСШОР по игровым видам спорта Московской области, где я работаю, имеет отделения не только в Монино, но и в Одинцово, Воскресенске и в других городах Подмосковья. На выезды и соревнования лучшие игроки из разных городов области соединяются, и мы уже едем как сборная. В преддверии и во время соревнований бывает не остается времени на себя, ведь на мне как на тренере лежит все: билеты, питание, контакты с гостиницей. Кроме того, нужно проконтролировать форму, мячи, аптечки. Хорошо, что в семье и тут относятся с пониманием. За определенный промежуток времени вырабатывается подход к каждому ребенку, в процессе этой работы развиваешься и постоянно обучаешься сам.
– Среди ваших учеников вы видите будущих спортсменов?
– Я хотел бы, чтобы из команды детей, которую я веду с 2013 года, хотя бы два-три человека вышли на поле в составе команды мастеров. Исходя из опыта других тренеров и собственной юности, могу сказать, что со спортом связывают свою жизнь немногие. Когда я учился, в команде было порядка тридцати человек, из которых в итоге в профессиональном регби остался только я один. Хорошего игрока надо уметь сохранить, ему надо что-то предложить. Все-таки в регби относительно многих других видов спорта зарплата ниже, а нагрузки бывают не меньше и даже в некоторых моментах тяжелее. Для сравнения, на зарплату одного профессионального футболиста можно год содержать весь регбийный клуб. Родители, конечно, хотят лучшего для своих детей и, если у них есть возможность, нередко переводят детей туда, где выгодней.
– Действительно ли регби такой «кровавый» вид спорта, как может показаться на первый взгляд?
– Бывает, что ребята хотят заниматься регби, но родители им запрещают именно по этой причине. Папа или мама говорит: «тебя всего переломают, я тебе запрещаю». Как-то мы тренировались зимой на улице, и одна мама не пустила сына по той причине, что он может промочить ноги. Что тут скажешь? Ребенка я еще могу воспитать у себя на тренировках, а родителей я уже не перевоспитаю. Если они считают, что лучше ребенку сидеть целый день за компьютером или шататься во дворе, как переубедить?
Регби вовсе не такой «кровавый» вид спорта, как кажется некоторым родителям. Весь травматизм происходит от незнания, как упасть, как встать, как захватить соперника и так далее. Естественно, всему этому мы обучаем, и никто «под танк» вновь пришедшего мальчика не кинет. У меня за все время работы с детьми было только два случая: один мальчик сломал палец на руке, а второй мальчик сломал ключицу, но это было не на моей тренировке, а на соревнованиях. С детьми, которые готовы к столкновениям и борьбе, ничего не случается. Если взять статистику, то травматизм в регби не просто меньше, а на порядок меньше, чем в том же футболе, не говоря уже о спортивной гимнастике. Со стороны, когда зритель не понимает какие-то правила, может показаться, что это ужас какой-то: люди бьются головами, происходят схватки и так далее.
– Бытует мнение, что профессиональные спортсмены становятся чуть ли не инвалидами к тридцати-сорока годам
– Мне недавно как раз исполнилось сорок лет. За все время карьеры в качестве профессионального игрока регби у меня ни разу не было переломов, и я ни разу не рвал связки. Единственное, что ломал нос, и несколько раз получал сотрясение. Все-таки регби – это контактный вид спорта, от этого никуда не денешься. На самом деле за те же двадцать лет человек может просто поскользнуться на улице и сломать ногу или руку без всякого регби. Если травмы и бывают, то нужно вовремя оказать помощь, пройти реабилитацию и все будет нормально. Кстати, все дети, которые приходят на тренировки, обязательно имеют спортивную страховку.
– Дети приходят на занятия чаще сами или по указке родителей?
– Очень многое в детском спорте зависит от родителей. Есть у меня два мальчика, чьи родители были в прошлом спортсменами. Один ездит на тренировки в Монино из Мытищ, второй – из Щелково. По себе помню, что после школы еще куда-то не то что ехать, идти, порой лень. Однако опыт родителей, связанных со спортом, говорит, что спорт в этом возрасте закаляет характер, дисциплинирует и дает стержень на всю жизнь. Не так важно, будет ли ребенок дальше спортсменом или нет, важно, чтобы родители не пускали дело на самотек. Быть может, ребенка надо именно сейчас подтолкнуть, где-то заставить, чтобы из него вышел потом нормальный человек. Иначе можно пойти в другую сторону: улицы, скамейки, пиво, семечки и так далее.