Александр Нартов: «Песок – это природный материал, в котором есть особая энергетика»
Фото: [Антон Саков \ Подмосковье Сегодня, личный архив Александра Нартова]
Александр Нартов – художник из городского округа Щелково, создатель уникальной технологии кварцевой живописи. После окончания факультета графики Московского полиграфического института Александр Нартов работал в разных техниках монументальной живописи. Одна из них – сграффито послужила прообразом разработанной им в 1998 году кварцевой живописи, то есть рисования рельефных картин из песка и красок. Около десяти лет назад Александр Николаевич стал проводить занятия с детьми, которым особенно нравится этот вид творчества.
– Расскажите, как была придумана техника кварцевой живописи.
– Предысторией стал мой опыт работы в технике сграффито. Сграффито – это достаточно трудоемкая техника, требующая навыка профессионального штукатура и физической силы. Поднимаешь раствор по строительным лесам на высоту двухэтажного дома, штукатуришь стену, вырезаешь рельеф.
Сграффито наряду с витражом и мозаикой использовалось в монументальной живописи еще с советских времен. Суть техники в том, что поверхность здания штукатурится в несколько слоев растворами разных цветов. Те, кому приходилось работать со штукатуркой, знают, что нанести ее сразу в пять слоев – это не самая простая задача. Не дожидаясь высыхания, специальными инструментами нужно провести контуры рисунка, а затем вырезать плоскостной рельеф. В результате получается бархатистая поверхность, приятная для восприятия.
Поработав в технике сграффито, появилось желание придумать что-то подобное по результату, но менее трудоемкое. В сграффито связующим материалом является цемент, который закрепляет штукатурку. Я попробовал использовать в качестве связующего элемента краски, и мне удалось добиться искомого результата. Песок пропитывается краской, и закрепившаяся поверхность становится прочной, как стена.
Такой алгоритм давал возможность делать небольшие рельефные работы на различных основах: на картоне, металле, стекле и бумаге. Это могли быть небольшие поздравительные открытки, картины и панно. С 1998 года я начал делать картины и настенные часы в новой технике.
В какой-то момент друзья посоветовали заняться мастер-классами. Я попробовал и заметил, что рисование песком находит живой отклик у детей. Работа с песком развивает моторику, успокаивает. Кроме того, кварцевая живопись помогает формировать у детей пространственное мышление. Этому навыку уделяют мало внимания в школьном образовании, а ведь он поможет в физике, в химии и в других предметах.
Я делаю акцент на пространственном мышлении потому, что во время обучения в Московском полиграфическом институте наши преподаватели считали это важным моментом. Навык пространственного рисования был главным критерием еще при поступлении. На вступительные экзамены допускали только двадцать пять процентов абитуриентов после просмотра предварительных работ. Из этих двадцати пяти процентов потом был конкурс в двадцать человек на место. Уже на этапе отбора отсеивали тех, у кого в работах недостаточно прорабатывалось пространство.
В Полиграфе были прекрасные педагоги. Например, у меня ведущим преподавателем был правнук художника Виктора Васнецова – Андрей Владимирович Васнецов. Он был одним из корифеев советского монументального искусства. Человек разносторонний, высокообразованный, из знаменитой династии художников, где многое передавалось из поколения в поколение. Мой отец был столяр, и я не был причастен семейной художественной традиции, поэтому общение с таким мастером как А. В. Васнецов многое мне дало. Тем более, что он был прост в общении и никогда не давал студентам почувствовать своего превосходства.
Система преподавания в Полиграфе была выстроена очень грамотно. Из моих однокурсников один стал главным художником издательства «Искусство», другие профессионально занялись живописью, дизайном или полиграфией. Базовое образование, как прочный фундамент, позволяло дальше успешно развиваться в разных направлениях.
Акцент именно на пространстве был и потому, что наша специальность – художественно-техническое оформление печатной продукции – предполагала создание книг. Художник книги делает все, начиная от разработки шрифта, логотипа, иллюстраций, заканчивая конструкцией книги, форматом бумаги, подбором красок и так далее. Книга – это все-таки пространственный объект. Чтобы грамотно сделать хорошую книгу, нужно представлять, как она развивается, начиная от обложки, кончая последней страницей.
– Вам приходилось работать над оформлением книг?
– Нет, уже в конце обучения я стал заниматься монументалкой. Возможно, тяга к этому направлению передалась от Андрея Владимировича Васнецова, который тоже был художником-монументалистом. А монументалист – это не просто художник, который что-то нарисовал на стене. Грамотный монументалист сопрягает работу с архитектурой. Произведение должно органично войти в окружение, быть сделано в соответствующей технике.
В девяностые годы я какое-то время занимался столяркой. У меня был свой цех в Балашихе, где я делал нестандартную мебель на заказ. В переходный период занимался рекламой на транспорте. Во время ночных смен в троллейбусных парках я параллельно создавал картины. Привозил песок из пожарных ящиков, просеивал его и рисовал.
– Именно там родилась техника кварцевой живописи?
– Первую работу в технике кварцевой живописи я сделал ночью в трамвайном депо в перерыве между работой в 1998 году. Я часто экспериментировал там с песком и красками. Сначала я сделал абстрактную картину с песком, а потом стал думать, как сделать пейзаж и натюрморт. В результате получилась техника, которая соединяет в себе лепку, живопись, декорирование и необычный способ создания рисунков. Подсказок взять было не у кого, поэтому самостоятельно развивал навыки, составлял коллекцию работ. Результаты творчества выставлял на различных выставочных площадках Москвы.
– Планируете ли открыть собственную студию?
– Первая мастерская, в которой я начал делать свои картины, находилась в Новокосино. По договоренности с жэком мне тогда дали помещение под мастерскую, при условии, что два раза в неделю я буду проводить занятия для детей.
Года два мы с женой регулярно проводили занятия в лофт-центре на Семеновской в Москве. Там был большой магазин товаров для художников с хорошей выделенной зоной для проведения мастер-классов. В лучшие времена там проходило порядка пятнадцати-шестнадцати разных мастер-классов в день. Взрослые и дети записывались на вышивание, лепку, рисование и т.д. Потом в лофт-центре сменилось руководство, мастер-классы проводить перестали.
Регулярные занятия я вел больше полугода для участников программы «Московское долголетие». Было две группы по двадцать человек в одном из лучших социальных центров Москвы на Сущевском валу. Мастер-классы проводились для людей 55+. Мне самому было интересно, откликнется ли взрослая аудитория. У детей все-таки немножко другое мышление и психология. Взрослых надо заинтересовать не просто тем, как научиться рыбку рисовать, а как сделать пейзаж, картину. К сожалению, эти занятия прервал ковид.
Сейчас у нас нет собственной студии, мы проводим мастер-классы для детей в городском парке Щелково, библиотеках, детских центрах и других местах, где удается договориться о проведении занятий. Например, предварительно мы договорились с Музеем песка в Королеве проводить разовые занятия. Если не удастся найти финансовую поддержку на оплату аренды и материалов, самому осилить создание студии не получится. Я уверен, что есть люди, которые могли бы помочь в решении данного вопроса. Может мне повезет, и они прочитают этот текст.
– Есть ли подобные технологии в других странах?
– На мастер-классах в Москве у меня встречались дети из различных стран ближнего и дальнего зарубежья. «Такого у нас нет» – говорили они. Весной у меня купил часы, выполненные в технике кварцевой живописи, человек из Америки. Видимо, действительно там нет ничего подобного, раз покупатели готовы оплачивать большую сумму за доставку.
За технологию кварцевой живописи я получил золотую медаль в Москве, серебряную медаль в Париже и в Америке. Если во Франции русскому дали награду, то это должно быть действительно что-то уникальное. Будь у них что-то подобное, они бы ни за что не дали – такая у них политика. Кроме того, я получил два патента на изобретение, а патентный поиск на аналоги идет по всему миру.
– Почему вы назвали технологию кварцевой живописью?
– Термин «кварцевая живопись» я придумал во время съемок первого сюжета для канала «Культура». Куратор программы попросил меня придумать что-то запоминающееся. Я решил, что нужно назвать так, потому что главный элемент моей технологии – это кварцевый песок. Он самый белый, а без белого песка нельзя добиться большой палитры цветов.
Были также варианты вроде «рисования песком», но они ассоциируется с другим видом творчества – рисованием на стекле. Хотя и в этом направлении я тоже преуспел. Я могу нарисовать на стекле песком картинку, а потом ее закрепить, так что ее можно поместить в рамку и повесить на стену. Этого, кстати, тоже никто не делал до меня.
Возможности кварцевой живописи очень широкие. Можно делать не только картины, часы, но и, например, сувенирку, светильники, вазы. В 2014 году мы сделали с женой вазу для Валентины Матвиенко в подарок на день рождения. Мы использовали крымский песок и крымские камни.
– Какие краски вы используете?
– На мастер-классах с детьми беру обычный акрил, чтобы обходиться без растворителей. Для серьезных работ использую водостойкие краски – алкидные эмали. Они не бояться воды, поэтому я делал картины на заказ даже для ванной комнаты. Есть у меня также мечта сделать выставку картин кварцевой живописи под водой.
У меня есть картины, которым больше двадцати лет, и они не рассыпались, не испортились за эти годы. В Сокольниках раз в году проходит выставка инновационных проектов и изобретений «Архимед». Я участвовал на ней со своими картинками, и один пожилой человек, химик по профессии, узнав, что я использую алкидные эмали, подтвердил – чем дальше, тем картины будут только крепче. Я не специалист в химии, но на своем опыте могу подтвердить, что краска держится прочно.
С другой стороны, акварель и масляную живопись в музеях не проверяют на качество и прочность молотком. Если масляную живопись поместить в среду повышенной влажности, то грунт и ткань разбухнет, и вся краска разлетится за три дня.
– Кому, прежде всего, могут быть интересны и полезны занятия по кварцевой живописи?
– Вот уже десять лет я занимаюсь с детьми. Также я делаю наборы для детей, в которые входят бумага, краски, песок и объемный контур предварительного рисунка. Рельефная живопись полезна для детей с ослабленным зрением. В Москве есть целая сеть детских садов, в которые ходят такие дети. Им тоже хочется рисовать и лепить, а с рельефной техникой это будет намного легче.
Ко мне приходила на занятия женщина 85 лет с тремором рук после инсульта. Врачи велели ей рисовать, заниматься творчеством. Я не медик и не психолог, поэтому утверждать не могу, насколько помогло, но точно знаю, что кварцевая живопись дает положительные эмоции.
Однажды я проводил серию мастер-классов в одном из парков в Москве, в которых стали регулярно участвовать беременные. Они даже посоветовали мне начать курсы кварцевой живописи специально для беременных, потому что это занятие не только приносит положительные эмоции, но и отвлекает от повседневных забот. А будущим мамам это необходимо по предписанию врачей.
Я сотрудничал также с объединением многодетных семей Москвы, участвовал в мероприятии в Колонном доме Союзов, в консультациях с выбором профессии. Направлений работы, связанных с кварцевой живописью, может быть много.
– Как вы думаете, почему кварцевая живопись так нравится детям?
– Дети любят органику, природные материалы. Кроме песка я использую также камушки, морские ракушки. Сейчас это особенно актуально, когда девяносто процентов игрушек и предметов, с которыми взаимодействует ребенок, сделаны из пластмассы. Ребенок хорошо чувствует разницу материалов. Например, у моего младшего сына полно пластмассовых игрушек, но настоящий железный гвоздь или песок он никогда на них не променяет.
В природном материале есть своя энергетика. Я и сам вырос на «земле», не в многоэтажном доме, и помню, как мы с удовольствием мастерили игрушки из железок, деревяшек, камней. Такое ощущение, что в детях заложена тяга к органике и особенно к песку. Недаром в каждом дворе стоят песочницы, где ребята с удовольствием копают, ссыпают, лепят, строят.
Кроме бумаги и картона можно использовать самые разные основы. Например, в Королеве в прошлом году я для разнообразия проводил мастер-классы кварцевой живописи на ткани. Можно рисовать также на стекле, на кафельной плитке. У детей будет разное отношение к процессу рисования на бумаге и на плитке.
Я по себе чувствовал эту разницу в институте, когда у нас было занятие по литографии. Литография – это классическая техника переноса изображения. Сначала мы делали эскиз, а потом шли в литографскую мастерскую, где нам давали большой камень. Камень нужно было отшлифовать несколько раз, смыть старый рисунок, и только потом наносить новый рисунок. Психологически проще рисовать на бумаге, потому что знаешь, что можно выбросить один лист и взять другой. А если рисуешь на камне, который сорок минут до этого шлифовал, отношение к ошибкам будет совсем другим.
Песок – это вещество, которого больше всего на нашей планете после воды и воздуха. Трудно представить более доступный природный материал. Первое время я просто брал ведро и лопату, ехал на карьер в Люберцы, набирал три-четыре ведра белого и терракотового песка и потом больше полугода рисовал картины.
Позже, конечно, я стал использовать и другие специальные виды песка: белый бельгийский, черный песок, блестящий и матовый, пески разных размеров. Когда комбинируешь виды песка, работа становится богаче, интереснее и сложнее. Если использовать все компоненты: рельеф, пространство, фактуру, то можно делать вещи, которым нет аналогов, которые невозможно повторить.
Я уверен, что со временем этот вид творчества распространится по всему миру. Так же как происходило со многими другими. Но хочется, чтобы в первую очередь кварцевая живопись стала доступна российским детям и не через много лет, а сейчас.
Страничка Александра Нартова: https://vk.com/quartz_painting