Алексей Помазанов: «Если мальчик хочет купить кубанку, то я достиг цели»
Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]
Алексей Помазанов – инструктор детского конного клуба «Никольское» в Рузском районе и энтузиаст, занимающийся возрождением национальных кавалерийских традиций верховой езды. В интервью Алексей расскажет о повадках лошади, о феномене казачества, а также о важности воспитания у детей правильного отношения к животным и любви к собственной истории.
– Чем вас привлекли традиции казачьей кавалерии?
– Я родился и жил в казачьей станице, где сохранились свои обычаи и воинский дух. Мой дедушка прошел всю войну, включая войну с Японией. Он служил кавалеристом в Доваторском корпусе, а потом стал механиком танка. Наверное, это тоже повлияло. Сейчас говорят, что в советское время казаков угнетали, но я помню, что в день урожая казаки торжественно колоннами выезжали на колхозных конях с флагами, а нашу маленькую станицу посещал Кубанский казачий хор. Так что, по крайней мере, в семидесятые и восьмидесятые годы никто нас не угнетал. С детства я отождествлял себя с казачеством. Когда, например, читал «Тараса Бульбу» или «Тихий Дон», я осознавал, что это написано про моих предков.
Казачество – это уникальное явление. В течение пятисот лет в этой среде селективно отбирались только бесстрашные и сильные мужчины, которые составляли нерегулярную кавалерию. Женщина-казачка, рожая мальчика, с самого начала понимала, что судьба у ребенка только одна – воевать. Если посмотреть темы старых казачьих песен, то там либо пьяные мужики гуляют, либо горе. Женщина-казачка должна была уметь вытянуть на своем хребте хозяйство, потому что муж или на маневрах или на войне или погиб. Была поговорка: «слава казачья, а жизнь собачья». Переход атамана Платова из Новочеркасска на Бородино составил тысячу двести километров в холод, голод, ветер и дождь. А еще воевать надо! Может быть, отсюда идет казачье бахвальство, ведь жизнь казака тяжела и может закончиться в любую секунду.
Казачество культивировалось и поддерживалось властью вместе с расширением границ Российской империи. В итоге образовалось одиннадцать казачьих войск, а казачий пояс России охватывал огромную территорию от Польши до Владивостока. Казаки почти все были кавалеристами, казак шел на войну со своей лошадью. Отслужив положенный срок, он получал выгодные льготы от государства. В разное время эти льготы могли быть разными: платили жалование, давали сукно, позволяли беспошлинно торговать, давали землю и так далее. Это было удобно государству, когда шла война, а в мирное время казачество было проблемой. По национальности казаки были в основном русские, но встречались среди них башкиры, татары, калмыки. Был даже небольшой процент поляков и французов, которые не желали возвращаться из русского плена. Лев Толстой в «Войне и мире» хорошо описывает повадки и характер казаков в сравнении с гусарами.
– Что нужно знать, чтобы управлять лошадью?
– Лошадь – это единственное травоядное, дрессируемое человеком для использования в своих нуждах. Как и любое травоядное лошадь очень пуглива. Она живет в постоянном стрессе и всегда ожидает нападения хищника. Чтобы управлять животным, которое находится в таком состоянии, нужно непрерывно заниматься. Если прекратить тренировки хотя бы на полгода, считайте, что она все забыла.
Несмотря на свою пугливость, лошадь довольно иерархичное животное. В природе она живет в жесткой системе иерархии, где в большой полигамной семье все подчиняются главному жеребу. Лидер воспитывает и охраняет кобыл и жеребят. Среди кобыл тоже есть своя иерархия. В этой системе, которая складывалась веками, лошадь чувствует себя комфортно. Если ты для лошади не главный, то ты становишься для нее подчиненным. Других вариантов она просто не понимает. Лошадь нужно постоянно держать в тонусе, тренировать и физически, и психологически. Конный спорт не зря считается одним из самых тяжелых и травматичных.
– Распространено мнение, что лошадь – это очень умное и дружелюбное по отношению к человеку животное. Более того, обращаться с ней нужно мягкими методами. Как вы это оцениваете?
– Любое травоядное животное по природе своей достаточно глупое в сравнении с хищниками, и это нормально. Если бы травоядные стали умными, то все хищники на земле умерли бы от голода. У хищников глаза расположены впереди для атаки, а у лошадей глаза по бокам, чтобы постоянно контролировать окружающую местность на наличие опасности. У людей глаза расположены впереди, поэтому лошадь изначально воспринимает человека, как злобное и опасное существо.
Что касается «мягких методов», то на протяжении как минимум трех тысяч лет человек использовал то средство управления животным, которое было действенным. Другое дело, что европеец по природе своей колонист и серьезный поработитель. Чтобы захватить Африку, Северную и Южную Америку, Индию, Австралию необходимо огромное количество лошадей. У европейцев был огромный конный парк, поэтому с лошадьми обращались жестко, используя железо, мундштук и прочие подобные элементы управления. Для завоевания территорий им нужна была, по сути, машина, а не животное. Восточная культура воспитания лошади более мягкая. Это культура казаков, черкесов, киргизов, монголов и так далее. Лошадь воспитывали постепенно, жеребенок рос в семье и его потихоньку учили.
В наше время стали популярны идеи Пата Парелли, который открыл глаза американцев на то, что с лошадью, оказывается, можно обращаться гуманнее, чем они привыкли. Он придумал свои «мягкие методы», но восточные люди знали подобное обращение с лошадью задолго до него. Книжки Пата Парелли стали популярны у наших девочек, которые решили, что раз мы применяем «мягкие методы», то лошадей можно не дрессировать, а просто играться. Еще раз повторю, что в общении с лошадью нужно проявлять характер. Ты должен заставить лошадь выполнить команду, а если она впала в истерику, должен вернуть животное в состояние подчинения. Надо всегда помнить, что ты работаешь с серьезным, сильным, большим животным.
Для многих слово дрессура звучит неприятно, потому что оно предполагает ежедневный и монотонный труд. «Мягкие методы» как будто разрешают сегодня поработать, завтра поработать меньше, а послезавтра вообще не работать. Когда нет системы, а есть просто игра в лошадку, такие игры могут очень плохо кончиться. Да, лошади играют в природе, но играют они зубами и копытами. Лошади достаточно сделать ровно один удар, чтобы убить человека.
Ужасно, когда богатые дяди и тети покупают своей четырнадцатилетней дочери лошадь. Лучше отдайте дочь на верховую езду, ей не нужна лошадь, потому что ее саму еще надо воспитывать. Купите девочке черепаху, она хотя бы безопасна. У меня был случай, когда просили помочь одной девочке, которой родители необдуманно купили животное в самом расцвете сил. Хозяйка оказалась явно не лидером по характеру. Она хотела лошадку любить, гладить и заниматься «мягкими методами», а та ее даже не подпускала к себе и всякий раз пыталась ударить. В итоге за большие деньги эти родители вынуждены были привести мне лошадь на перетренировку.
– Расскажите о том, как вы начали заниматься с детьми в конном клубе «Никольское».
– Когда меня позвали работать в детский реабилитационный центр в Никольском, мне стало интересно. В реабилитационном центре живут больные детишки. Сюда приезжают также ребята из детских домов. Однако покатать один или два раза детей на лошади в качестве реабилитации – это все-таки не школа с поступательным и долгим обучением. Поэтому мы принимаем и обычных окрестных ребят, чтобы заниматься с ними гимнастикой на лошади и джигитовкой на более серьезном уровне. За год удалось создать стабильную детскую группу.
Я отношусь к числу тех энтузиастов, которые занимаются возрождением казачьей и просто русской кавалерии. Кстати, мы до прошлого года не считались спортом в родной стране. Парадокс, но выездка, конкур, троеборье – это спорт, а джигитовка и гимнастика на лошади почему-то не спорт. Джигитовка – это работа с оружием и выполнение гимнастических упражнений на лошади. Если говорить о военно-исторической реконструкции, то кавалерист совершает практически полноценное боевое управление лошадью. Это не выездка, где девочки красиво скачут в тишине зала, и не конкур. Во-первых, на тебе висит куча металлолома. В зависимости от выбранной эпохи это могут шашки, сабли, пики, карабины вплоть до автоматов и пистолетов. Во-вторых, совсем другая амуниция и другие седла. В-третьих, лошадью нужно управлять при пушечной пальбе и шуме.
– Какие задачи вы ставите себе, занимаясь с детьми?
– Каждый из нас является носителем какой-то информации, которую можно считать даже по внешности. По мне четко видно, что я, как сейчас принято некоторыми говорить, типичный «ватник» да еще в шароварах и кирзовых сапогах. Я, кстати, в таком виде и в Москву приезжаю. Объясню, почему я намеренно так одеваюсь. Сейчас в нашей стране набирает популярность верховая езда в стиле вестерн. Казалось бы, где Америка, а где мы, но американцы сумели создать привлекательный образ ковбоя с красивыми седлами и в красивой шляпе. На самом деле подлинный ковбой девятнадцатого столетия – это грязный пастух, который ходил в самых дешевых залатанных сапогах. Быть пастухом – это копеечная работа. Другое дело владелец бара или шериф. Шериф получал зарплату от государства, поэтому у него был кольт в красивой кобуре. Благодаря вестернам и музыке кантри американцы создали из ничего целый культ ковбоя в джинсах, красивой рубашке и шляпе. Наши люди на это ведутся.
Я ставлю себе задачу не только развивать детей физически, но и давать им правильную пищу для размышлений. В прошлом году, например, на девятое мая я заставил учеников писать реферат о своих прадедушках, хотя, казалось бы, это не имеет прямого отношения к занятиям верховой ездой. Один из учеников недавно спросил меня: «дядя Леша, а где можно купить шапку-кубанку, как у вас?» Если этот мальчик хочет носить не бейсболку и не ковбойскую шляпу, а кубанку, значит, я уже достиг своей цели. Я учу их, что хорошо заниматься спортом, читать, думать, много знать. По вечерам я здесь же у конюшни могу рассказывать им про 1812 год. Я не пытаюсь заменить им учителя истории, просто рассказываю им какие-то вещи, которые им не расскажут в школе в силу графика и программы.
Я не ставлю задачу сделать из детей спортсменов. Я сам бывший спортсмен и прекрасно знаю, как это тяжело. Моя задача сделать из ребят нормальных людей, которые помнят и любят историю своей страны. Мы проводим занятия для детей бесплатно, а вообще конный спорт – это дорогое удовольствие. В Подмосковье средняя цена за сорок пять минут верховой езды составляет примерно полторы тысячи, а выезд в поля будет еще дороже.
– Расскажите о лошадях вашего клуба
– Во-первых, у нас есть помесь пони и лошади по кличке Фанта для самых маленьких детей. Такое сочетание дает очень добронравное животное. Когда лошадка попала к нам, она была в ужасном состоянии: ее всю заездили, спина была серьезно травмирована, весь нос был в бородавках. Украшением конюшни является смешной и лохматый осел, который, правда, никак не участвует в занятиях. Жеребец по кличке Салют весит почти тонну и он, между прочим, об этом знает. Другого жеребца по кличке Повелитель я выкупил у одной девочки, которая не могла с ним совладать. Мы его выдрессировали, и сейчас он спокойно работает с человеком. Он развивает скорость почти шестьдесят километров в час, попробуйте-ка объяснить ему, что вы главный. Еще одна лошадь попала к нам потому, что прежние владельцы считали ее слишком дерзкой и быстрой. На самом деле, она была быстрой от страха, она бежала от человека. Надо было просто научить ее дружить с человеком. Наш самый старый конь – Корсар, ему двадцать два года, что равняется примерно шестидесяти пяти человеческим годам. Выглядит он очень бодро.
Во дворе стоит еще деревянный конь, которого зовут Карабас. Я назвал его так, потому что он из деревянных детей делает живых людей: учит пластике и работе. Если бы не было в сказке про золотой ключик Карабаса, то Буратино не стал бы человеком. Всегда должен быть отрицательный герой, который заставляет тебя работать. Конечно, нам далеко до богатых конюшен. У нас нет огромного количества лошадей, бассейна, разного оборудования. Здесь все гораздо проще – берем березовую ветку и говорим, что это пика. Чтобы ребенка заинтересовать, на самом деле, не надо много денег, надо много души.
– В ваш клуб может попасть любой ребенок?
– Я не хочу сказать, что у нас благотворительность для всех. Я оставляю в клубе только сильных ребят. Причем не в плане физической силы, а в плане желания. С детьми, которые пришли, покатались бесплатно на лошадке и ушли, мне работать неинтересно. У меня количество лошадей небольшое, поэтому мой ресурс ограничен. Сейчас у нас записано тринадцать учеников. Дети в конном клубе учатся ухаживать и общаться с животными. В кормлении лошадей есть своя специфика. Не все знают, что свежий хлеб – это смерть для коня. Прежде чем покормить лошадь надо обязательно минимум за двадцать минут до кормления дать ей воды. Некоторые люди, увы, приходят часто не столько поухаживать за лошадьми, сколько потешить свое эго.
У нас здесь проходил небольшой чемпионат на умение работать с оружием на лошади. Было восемь участников. Приезжали ребята из Москвы и даже чемпион России. Своих учеников я вожу на чемпионат России, на чемпионат мира, мы также ездили на международную конную выставку «Эквирос» в Москву. Двадцать третьего февраля выступали на Центральном Московском ипподроме. Одна из самых сильных моих учениц Соня прекрасно управляется с лошадью и делает сложные гимнастические упражнения на неподвижно стоящем животном.
– Ваши ученики занимаются и с оружием?
– Да, мы занимаемся с декоративной шашкой, пикой, а карабин я им заменил пейнтбольным маркером. Мало того, что ты должен управлять лошадью, тебе еще нужно управляться с оружием – представляете, какой вырабатывается вестибуляр! Иногда мне говорят, что детей нужно учить пацифизму, а не обращению с оружием. Однако в маленькой республике Дагестан или в Карачаево-Черкесии никто пацифизму не учится. Я воспитываю мальчиков так, чтобы они были воинами, а уже потом художниками, писателями и кем угодно. Михаилу Юрьевичу Лермонтову никто не мешал воевать на Кавказе, а Александр Сергеевич Пушкин прекрасно мог постоять за свою честь на дуэли. Таких примеров можно привести много. Не надо прикрывать слабость тем, что ты якобы пацифист. Иначе на твою территорию придут те, кто все-таки считает себя воинами.
К сожалению, есть родители, которым безразлично воспитание своих детей. Есть хорошая книга «Дата Туташхиа» грузинского автора Чабуа Амирэджиби, которую я считаю не хуже книг Харуки Мураками и других модных писателей. Главный герой романа становится на путь абрека, а его брат служит жандармом в Российской империи. Дата неуловим для полиции, но в итоге его убивает собственный сын. Дело в том, что сына Дата воспитал не он сам, а его брат-жандарм. Мораль такова: если мы не воспитываем своих детей, мы растим себе могильщиков.
– Что стало для вас самым значимым событием за время существования клуба?
– Наверное, самым значимым событием для меня была поездка с учениками на чемпионат России. Я видел их заинтересованные глаза. Дети смотрели на чемпионов и говорили: «мы хотим быть такими же». У них появилась цель, захотелось куда-то двигаться, а это, наверное, самое важное для меня.