Анастасия Клюева: «Первую куклу я сделала, когда мне было три года»
Фото: [Антон Саков \ Подмосковье Сегодня]
Анастасия Клюева – мастер народных кукол из города Талдом, создатель небольшого музея «Куклы в избушке». В экспозиции представлены традиционные игровые и обрядовые русские куклы, которые в старину почитались в качестве оберегов, изготавливались к важным событиям жизни и годовым праздникам. Анастасия Юрьевна делает кукол максимально достоверно: использует в работе старинные ткани и традиционные материалы, а в создании образов опирается на авторитетные источники и научные книги.Домик, в котором расположился музей, построен супругом Анастасии – Владимиром Владимировичем Клюевым.
–Анастасия Юрьевна, расскажите об экспозиции музея «Куклы в избушке»
– Особенность нашего небольшого музея в том, что экспозиция меняется в зависимости от времени года и народных праздников. Сейчас приближается праздник Троицы, поэтому экспозиция посвящена в большей степени весенней и летней теме. На праздник Троицы, например, было принято мастерить кукольную пару «Семик и Семичиха». Их могли делать довольно больших размеров: сажали на березу и водили вокруг них хороводы. Также делали «Ярило» с тремя солнцами, символизировавшими восход, полдень и закат.
После Троицы устраивали ярмарку, а на любой ярмарке собирался балаган. На праздник людей зазывал особый персонаж «Балаганный дед». По сохранившимся описаниям он изображался в лаптях, сером кафтане, отделанным красным кантиком, с разноцветными лоскутками на шапке и плечах. Мы также сделали игрушечную деревянную карусель по образцу старинной конструкции начала XIXвека.
Мы представили в виде кукол талдомских жителей. Талдом исторически был краем мастеров-башмачников. Здесь устраивались ярмарки, на которые приезжали за обувью со всей России и даже из-за границы. Считается, что талдомские мастера делали миллион пар обуви в год. На главной городской площади купцы и частные башмачники продавали ботинки, сапоги, дамскую обувь. До сих пор еще это ремесло не ушло окончательно из нашего края. О талдомских башмачниках много было написано М. М. Пришвиным.
Талдомские мастера специализировались по модельной женской обуви, и их работа была в цене. Существует легенда о француженке в талдомских сапожках. В старину из России иностранцу можно было вывезти только одну пару обуви. Одной француженке так понравились талдомские сапожки, что она сняла свои, надела талдомские, а одну пару таких же сапог увезла с собой. Вторую пару она продала в Париже и полностью окупила свою поездку.
– Куклам на Руси намеренно не делали лиц?
– Да, традиционная кукла была без лица. Основой служил столбик из ткани, скрученной в спираль. Опасались, что лицо куклы выйдет похожим на кого-то из членов семьи, родственников или соседей. Согласно поверью, если с куклой случится что-то плохое, то и с этим человеком будет беда. В конце XIXвека детям стали разрешать рисовать или вышивать лица на традиционных куклах. Такая кукла уже считалась не обереговой, а игровой.
Я провожу много мастер-классов с детьми, на каждой выставке разрешаю поиграть с народными куклами. Дети часто и не замечают, что у кукол нет лица. Кстати, современные дети с большим удовольствием играют с народными куклами, любят переодевать их.
– К каждому празднику ежегодно делали новые куклы?
– Да. Например, куклу «Птица Радость» готовили каждый год к приходу весны. Рождественскую обрядовую куклу «Козу» обязательно зимой мастерили из лыка, навешивали на нее побрякушки, колокольчики, бубенчики. На святках люди колядовали с «Козой», приходили в гости, три раза обходили вокруг стола. Такую куклу могли подарить или обменять. Я сама еще застала в детстве некоторые святочные обряды. Пасхальную куклу тоже делали каждый год новую. У этой куклы личико обязательно делалось из красного куска ткани.
25 декабря по новому стилю отмечается церковная память святого Спиридона, и в этот же день, как говорили в народе, поворачивает «Солнце на лето, зима на мороз». К этому дню было принято делать куклу Спиридона Солнцеворота с колесом в руках.
Все слышали, что на Масленицу сжигают ее чучело. На самом деле сжигали не Масленицу, а Морану, которая олицетворяла зиму. Для куклы Мораны, которую изготавливали всей деревней, свозили и сваливали в кучу все ненужное и поломанное, что накопилось во дворах: части старых телег, колеса, разную рухлядь. Все старое сжигали вместе с Мораной, а кукла Масленица хранилась в каждом доме – это был оберег.
– Какие еще куклы использовались в качестве оберегов?
– Обереговую куколку «Рябинку» делали осенью и обязательно давали в руку веточку этого дерева. Кукла «Веничек благополучия» делалась из березовых прутьев: хозяйки по обычаю выметали ей в окошко все неприятности. Береза и рябина считались на Руси женскими оберегами.
На удачный выход замуж мама делала дочке куколку без ручек, чтобы было меньше работы в семье будущего мужа. У нее было пять или семь рубашечек, чтобы муж хорошо одевал. Интересная кукла «Хранительница приданого» на еловой веточке. Ее клали в маленький сундучок, который помещали внутри большого сундука с приданым. Считалось, что еловая ветка отпугивает беды и неприятности.
Куколка «Зерновушка» обычно наполнялась гречкой: считалось, что с ней в доме всегда будет еда. Если «Зерновушка» сохранилась за зиму, и гречку из нее не съели, значит, и следующий урожай будет хорошим. Весной крупу из куклы сеяли. А еще эту куклу давали зимой играть детям. Верили, что чем чаще куклу будет брать в руки ребенок, тем лучше будет урожай.
Немало других кукол олицетворяли урожай, плодородие и материнство. Одна из них – мама с пятью детками, которую называли «Богатство», «Матушка» или «Семья». Многие путают ее с похожей куклой «Московкой». Считается, что в древние времена, когда к Московскому княжеству присоединялись другие русские земли, начали делать куклу, символизировавшую Москву и шесть присоединенных княжеств.
– Какие куклы занимают в вашей коллекции особенное место?
– У нас есть кукла, занявшая первое место на международном конкурсе в Санкт-Петербурге в 2017 году в рамках выставки «Время кукол». Она сделана по мотивам народной куклы «Ведучки». Мама ведет за руку ребенка, а ее головка спиралевидная, что символизирует непрерывное движение времени по спирали.
Другая моя кукла заняла первое место на выставке «Куклы малых народов России». Я изобразила алтайскую семью. Эта тема мне близка, потому что я сама когда-то жила в Горном Алтае. В ярких традиционных нарядах алтайцы до сих пор ходят в горных аулах. Обувь имеет характерные загнутые вверх носы, чтобы не раздавить случайно какое-нибудь насекомое. К поясу женщины привязывают мешочки по количеству детей, причем внутри мешочков закладывают кусочки пуповины каждого ребенка. У мужчин привязываются к поясу разные кисеты, оружие. О символике одной только мужской алтайской шапки можно рассказать целую лекцию.
Для выставки «Когда прилетают журавли» в Москве я сделала двух кукол, которые олицетворяют журавлиную пару. Эти птицы являются символом нашего города. Они прилетают в Талдомский заказник «Журавлиная родина» весной. Летом у образовавшихся пар рождается, как правило, один журавлик, а осенью птицы собираются в клин и улетают в чужие края. Я долго работала над тем, чтобы создать не просто журавлей, а именно куклы с журавлиными образами. Считается, что журавль однолюб: не заводит другую пару, даже если его журавушка погибнет.
Мы проводили много разных выставок: «Птица радость», «Добрых рук мастерство», «Куклы губерний России», «Совет да любовь», «Кукольный сундучок», «Путешествие на ярмарку»… Выставки неоднократно проходили в Москве, Дмитрове, у нас в Талдоме. Каждая выставка имеет свой сценарий. Например, главным героем «Путешествия на ярмарку» является московский дачник Христофор Нилыч, который узнает на Савеловском вокзале о ярмарке башмачников в Талдоме и отправляется к нам в город за обувью, попутно знакомясь с местными традициями и талдомскими обывателями.
– Существовали какие-то особенные для Талдома куклы и традиции?
– У нас выставлена кукла-манекен, которая одета в местный талдомский костюм (уменьшенную копию 1 к 3). Сарафан второй половины XIX века нашли во время экспедиции в 1970-х годах, и сейчас он хранится в фондах Талдомского историко-литературного музея. Я сделала два таких костюма: один представлен у нас, а другой находится в собрании московского частного музея «Русский костюм в миниатюре». Там представляют куклы в исторических костюмах разных губерний России.
Отдельно у нас выставлены тематические куклы по мотивам произведений поэта Сергея Клычкова. Известный русский поэт родился и жил в деревне Дубровки недалеко от Талдома в семье крестьян-башмачников. Он дружил с Сергеем Есениным, Николаем Клюевым и другими поэтами новокрестьянского направления. Судьба поэта сложилась трагически: его расстреляли в 1937 году. Мы представили героев творчества Сергея Клычкова в виде кукол: Это леший Антютик из «Чертухинского балакиря», Дубравна, Лада, Лель и т.д.
– Вы помните, когда сделали своих первых кукол?
– Наверное, мне было года три. Мы жили в то время на Украине, и там все, сидя во дворе, мастерили кукол, которых никто, конечно, не хранил. Позже делала куклы для дочки, потом – для внучки. А потом мне предложили сделать выставку, и я стала заниматься куклами серьезнее. Я всегда старалась использовать в работе научные изыскания, результаты этнографических экспедиций. Мы и сами много ездили по разным городам, музеям.
– Из каких материалов чаще всего делали традиционных кукол?
– Делали из того материала, который был доступен в той или иной губернии. В степной местности делали из соломы, в лесных краях – из березовых палок. Самые простые куклы для игры делали из березовых поленец. Такую куклу можно было смастерить буквально за несколько минут. Одной из самых древних игрушек принято считать мячик. Лоскутные мячи-гремушки раньше делали монахини в Хотьково. Внутри вставляется коробочка из бересты, в которую сыпется горох или мелкие камушки.
– Когда пришло понимание, что пора открывать свой музей?
– Мы открылись в 2017 году. В какой-то момент накопилось много экспонатов: чердаки и сундуки доверху были забиты куклами от мала до велика. Пришла мысль сделать для них отдельное помещение. Стройкой домика, его внутренним оформлением и созданием мебели занялся мой супруг Владимир Владимирович Клюев.
– В каком режиме вы работаете?
– Специальных дней для посещения нет, нужно позвонить нам и предупредить о приезде. Если мы никуда не уехали, посетить нас можно в любое время. Мы также договариваемся о мастер-классах для детей. Группа из 10 человек спокойно может уместиться в нашей мастерской за двумя столами. К нам могут прийти дети любого возраста. Как показывает опыт, сделать свою куклу бывает интересно не только девочкам, но и мальчикам.
Контакты музея: Талдом, 1-й Кимрский проезд д. 5. Инстаграм, телефон 8 906 741 82 74