Андрей Тернов: «Зодиак» – это литературный маяк для поэтов Каширы»
Фото: [личный архив Андрея Тернова]
Андрей Тернов – каширский поэт, член Союза писателей России, руководитель литературного объединения «Зодиак». В 2016 и 2018 году был удостоен стипендии губернатора в номинации «Молодой талантливый автор Московской области». Лауреат премии губернатора Московской области «Мы рядом ради перемен» в категории «Территория перемен» (проект – «Литературные имена», 2021). В 2018 году Андрей составил «Антологию поэзии и прозы каширян и каширских литературных объединений», в которой опубликовано 290 и упомянуто 260 имен с 1919 года по настоящее время. О литературной истории Каширы и о знаковых каширских поэтах С. Ф. и М. Д. Аникановых, Г. Н. Кольцове, А. И. Прядкине и других Андрей Тернов рассказал порталу «Подмосковье сегодня».
– Андрей, как возникла идея создания антологии поэзии и прозы каширских авторов?
– Большой вклад в создание этого альманаха внесла Алевтина Николаевна Гришина, которая основала наше литературное объединение «Зодиак» и много лет работала в редакции «Каширских известий». Газета печатается с 1918 года, а первое литобъединение в Кашире было создано еще в 1928 году. В тот год вышла заметка о том, что при газете создается общество писателей, а по всем вопросам, связанным с ним, обращаться нужно к товарищу Болодурину А. А.
О том, кто такой Болодурин А. А. в заметке ничего не было сказано. Уже после мне удалось найти информацию об этом человеке. Поэт Александр Алексеевич Болодурин (творческий псевдоним Волжанин) родился в 1894 году в Костромской губернии. После революции он стал секретарем областного комитета партии в Марийской области. В 1921 году Болодурин приехал в Москву, где обучался редакционной работе и журналистике.
В октябре 1924 года Болодурина отправили ответственным редактором «Нашей газеты» в Каширу. К сожалению, Александр Алексеевич рано умер, успев провести всего несколько заседаний общества писателей. Мы считаем Болодурина первым руководителем первого литературного объединения в городе и ведем, таким образом, отсчет с 1928 года.
Газета «Каширские известия» за свою более чем вековую историю много раз меняла название. Вот перечень этих названий: «Каширские известия», «Каширская жизнь», «Наша газета», «Коллективист», «За электрификацию», «Знамя труда», «Заря коммунизма», «Огни коммунизма». С 1990 года и по сей день газета вновь стала именоваться «Каширскими известиями».
На основе материалов «Каширских известий» разных лет и создана эта книга – «Антология поэзии и прозы каширян и авторов каширских литературных объединений». Она была выпущена при поддержке администрации и главы г. о. Кашира Алексея Петровича Спасского.
Книга является продолжением «Антологии каширской поэзии», изданной ранее при поддержке главы города Дмитрия Викторовича Боброва и городского совета по культуре. Перед тем, как баллотироваться на должность главы района, Дмитрий Викторович решил сделать хорошее дело: издать книгу о поэтах Каширы. Я был среди тех поэтов, кто был опубликован и участвовал в презентации сборника в некоторых каширских деревнях. Стоит сказать, что избирательная кампания прошла успешно, как и успешным стал литературный сборник.
Составителем первой книги стала уже упоминавшаяся Алевтина Николаевна Гришина, она же помогла мне в редакции второй книги. Алевтина Николаевна не только профессиональный редактор, но и лично знала многих наших поэтов, так как работала в редакции газеты с 1968 года. Первая книга получилась очень хорошей, но в ней была представлена только поэзия и лишь с 1950-х годов. Также не было биографий поэтов, их фотографий. Все это мы восполнили во втором альманахе.
Литобъединения исчезали и возрождались, но всегда существовали при «Каширских известиях». Новое возрождение литобъединения, которое продолжает свою работу и сейчас, произошло 25 февраля 2003 года. Алевтина Николаевна сама предложила название «Зодиак». В переводе с греческого – это круг жизни, вот и кружимся, живем.
– Источником для книги стали публикации из старых газет?
– Да, почти все экземпляры «Каширских известий» сохранились в отделе газет РГБ в Химках. В Кашире остались только подшивки номеров газеты, начиная с пятидесятых годов. Мне пришлось много поездить, фотографировать: смотрел все подшивки подряд. Это был большой, но увлекательный труд.
Одним из наиболее известных руководителей нашего ЛИТО был Георгий Николаевич Кольцов, который возглавлял общество с 1976 по 1985 годы. Именно в честь него мы назвали наш ежегодный областной литературный конкурс «Звездное перо». Георгий Николаевич был родом из Иркутской области. Учился в Литературном институте в Москве, а женился на каширянке Раисе Васильевне Лакутиной. Он переехал в Каширу и жил в ее отеческом доме. На этом доме мы повесили мемориальную доску. Сейчас о Георгии Николаевиче узнали больше, благодаря его брату Александру Николаевичу Кольцову. Он прислал материалы, и мы совместно выпустили книгу «Спасательный круг».
После Кольцова литобъединение возглавил Альберт Александрович Кравцов. У него был иной подход к редакторству. Кравцов руководил студией до 1990 года. Примерно тогда же ушла из редакции «Огней коммунизма» Алевтина Николаевна. После этого литобъединение практически перестало существовать. Были попытки возрождения в 1996 и 1998 годах. К слову, в 1998 году на заседания литобъединения приходила подающая надежды, а теперь известная поэтесса Наталия Елизарова.
В 2003 года ЛИТО было вновь воссоздано уже при центральной библиотеке. Так как Алевтина Николаевна вернулась в «Каширские известия», то литобъединение стало причастно и к газете, и к Центральной библиотеке.
В 2008 году по состоянию здоровья Алевтина Николаевна ушла от руководства, и следующие пять лет студию возглавляла Татьяна Всеволодовна Каминная. В 2013 году студия в очередной раз оказалась на грани исчезновения. В этот момент я решил взять огонь на себя и возглавил «Зодиак». Не хотелось, чтобы история каширского литобъединения прерывалась. Ведь «Зодиак» – это литературный маяк, по свету которого, словно путешественники, ориентируются местные писатели и поэты, они, как мотыльки, собираются вокруг него.
История литературы Каширы очень богата на талантливых авторов. В Кашире, через которую ведет дорога к Москве, многие останавливались, искали свое место в жизни. Наш город часто становился трамплином для талантливых людей. И многие авторы в Кашире были родом из других мест: Георгий Николаевич Кольцов, Альберт Александрович Кравцов, Татьяна Всеволодовна Каминная, Игорь Николаевич Строганов.
Игорь Строганов – довольно известный поэт, которого отметил в свое время Маяковский. Какое-то время Строганов жил в Ожерелье. Он привозил из Москвы известных поэтов, знакомил с ними каширян. Вероятно, он возглавлял наше ЛИТО в военные годы, но это пока только предположение.
Во второй антологии собралось довольно много имен: 290 опубликовано и 260 не опубликовано. Обложка книги оформлена иллюстрациями «Каширских известий» и других периодических изданий нашего города, например, «Каширского энергетика», который выпускается при Каширской ГРЭС с 1929 года. Я, кстати, и сам проработал на ГРЭС почти восемь лет.
– Каким был ваш путь в литературу?
– Мне всегда нравилось писать стихи и прозу. В девять лет стал писать первые детские рассказы, в десять – первые стихи. С четырнадцати лет пишу стихи и продолжаю беспрерывно до сего дня. Мои сборники «Под небом Каширы» и «Проза жизни» были изданы на средства стипендии губернатора.
Я пришел в ЛИТО еще в 2003 году молодым студентом. В литературе я любитель: у меня техническое образование и по профессии я инженер-программист. В творчестве мне многое подсказывала Алевтина Николаевна, что-то узнавал на семинарах, поэтому опыт, безусловно, уже есть. Литературная деятельность, чаще всего – это моя личная инициатива, на которую трачу свободное время и средства.
– Расскажите о литературной истории Каширского края до революции.
– Каширский уезд в свое время был намного больше нынешнего городского округа: в него входили части Зарайского, Озерского, Ступинского районов и часть современной Тульской области.
Если брать прежние границы, то в Каширском уезде в Дулебино жил и творил писатель Д. В. Григорович. В детстве проводил летние месяцы в сельце Даровом Ф. М. Достоевский. В небольшом имении в опале коротал дни поэт и драматург Александр Петрович Сумароков. В своей каширской усадьбе вел научные исследования писатель Андрей Тимофеевич Болотов.
Косвенно с нашим краем связано творчество Лермонтова, который написал стихотворение «Валерик» под впечатлением от убийства горцами Владимира Николаевича Лихарева – уроженца Каширского уезда. Имелась и такая связь: Есенин, впервые приехав в Москву, устроился в мясной лавке, которую держал каширянин.
С каширской усадьбой Якимовское, которой когда-то владел генерал Н. Н. Раевский, связано имя Александра Сергеевича Пушкина. Дочь генерала Марию Николаевну Волконскую великий поэт воспел в своих стихах. А сам Н. Н. Раевский, герой войны 1812 года, был женат на внучке великого ученого М. В. Ломоносова, который был известен и как стихотворец. В Якимовском родилась правнучка Михаила Васильевича – Елена.
Старший сын Пушкина – Александр Александрович – женился на каширской помещице Павловой. В ее имении Марыгино (сейчас Веневский район Тульской области) он умер в 1914 году и был там похоронен. В 1960-х годах потомками было принято решение перезахоронить прах А. А. Пушкина в семейной усыпальнице при церкви в бывшей усадьбе Лопасня-Зачатьевское в городе Чехове.
Многие открытия в литературной истории края, вероятно, еще впереди. Недавно, например, нами была найдена статья в старых «Известиях» о том, что в 1927 году в деревне Топканово Каширского района побывал тогда еще молодой журналист и начинающий автор Лев Кассиль. Эту статью планирую опубликовать в следующем нашем альманахе «Зодиак-5».
– Каких каширских поэтов советского периода вы бы отметили особо?
– Назову Степана Федоровича Аниканова и его внука Михаила Дмитриевича из Богатищево-Подлесного. Степан Аниканов писал в основном агитационные стихи, на агитпоезде ездил на восточный фронт. Это довольно простое крестьянское творчество, ведь он был самоучкой. На литературные курсы Степан Федорович поступил, когда ему было 64 года.
«Каширские известия» начали издаваться сразу после революции, поэтому Аниканова публиковали часто. Его стихи печатали не только у нас, но и в «Известиях», в «Бедноте» и др. Он был довольно известным поэтом и считался агитатором Ленина, однако свою книгу издать так и не смог.
Его внук Михаил Дмитриевич Аниканов был фронтовиком, метростроевцем. После войны оформлял мозаики станций московского метро, обучал ребят в ремесленном училище. Был знаком с поэтом Евгением Долматовским – также фронтовиком и метростроевцем. В РГАЛИ я видел письмо Аниканова Долматовскому, где тот просил посмотреть свою поэму на предмет публикации. Не знаю, каков был ответ, но при жизни ему, как и деду, книгу издать не удалось.
Во время моих исследований творчества Аникановых я вышел на правнучку Степана Федоровича – Елену Брей. Она живет в Москве, является членом Союза художников, между прочим, приходится также внучкой оформителю детских книг Андрею Андреевичу Брею. Елена Викторовна приняла большое участие в издании книги о своих родственниках «Дед и внук – поэты». Она прекрасно читает стихи и прадеда Степана Федоровича и дяди Михаила Дмитриевича.
Михаил Дмитриевич Аниканов публиковался в свое время в известных журналах: в «Смене», в «Дне поэзии». Он писал в стиле военного времени, уже не мог перестроиться на стиль популярных тогда шестидесятников. В литературной студии при «Метростроевце» он занимался вместе с тогда еще только подававшей надежды Беллой Ахмадулиной.
М. Д. Аниканов жил в Долгопрудном, но приезжал на родину в Богатищево-Подлесное. Года два назад мы делали вечер в Богатищево, посвященный деду и внуку. Агитационные стихи Степана Аниканова и военные стихи Михаила Аниканова – это отражение эпох.
Ярче других, на мой взгляд, проявил себя в Кашире поэт Анатолий Прядкин (1939-2016). Он родился на Кубани, работал строителем в Ступино, затем жил в Кашире. Судьба сводила его со многими известными людьми того времени: Николаем Рубцовым, Евгением Евтушенко, Юрием Кузнецовым. Анатолий Прядкин закончил два курса историко-филологического факультета в Краснодарском пединституте, где, кстати, были найдены первые его стихи. Потом его уговорили поступать в Литературный институт в Москву. Оттуда не раз поэта отчисляли за драки.
Анатолий Прядкин поменял много профессий, и даже не раз сидел в местах не столь отдаленных. Он никогда этого не скрывал, а попадал туда все за те же драки. Очень непростой был человек по характеру, но при этом прекрасно образованный, начитанный. Он был невероятно плодотворным поэтом. О его трагической судьбе я писал в «Прозе жизни». К сожалению, я познакомился с Анатолием Ивановичем довольно поздно, в 2014 году, всего за два года до его кончины.
Множество его заметок посвящено Кашире. В девяностые годы в «Каширских известиях» печатали, можно сказать, одного Прядкина. После последней «отсидки» с 1989 года он жил на Новой улице в скромной комнатке в общежитии. Он всю жизнь писал, в том числе в Ступино в «Машиностроителе», в «Ступинской панораме». Подрабатывал в разных местах, но из-за сурового нрава нигде больше года не задерживался.
Григорий Тачков из группы «Колокольня Калязина» написал пятнадцать песен на стихи Анатолия Прядкина. И, можно сказать, что поэзия Прядкина в какой-то степени более современна сейчас. У автора много стихов, связанных с религией, с нашими церквями. Конечно, его слог более жесткий, чем, например, у Георгия Кольцова, ведь и сам Анатолий Иванович был человек жесткий, но его стихи очень глубокие и философские.
Тем не менее, литературный конкурс мы посвятили Г. Н. Кольцову, как профессиональному поэту и как руководителю каширского ЛИТО. Мы провели шесть конкурсов «Звездное перо». В последнем конкурсе участвовали авторы из разных городов России и даже других стран. По итогам каждых двух конкурсов издаем сборник. Мы также постоянно участвуем в областных конкурсах Роберта Рождественского и Михаила Пришвина. Все наши книги отправляем в областную библиотеку в Пушкино.
Каширская поэзия своеобразна и самобытна. Дмитрий Васильевич Аверкиев написал еще в 1872 году пьесу «Каширская старина». До сих пор это выражение актуально для нашего города. Кашира – это самая настоящая провинция. До нас современность доходит очень долго и плохо приживается. Здесь все устроено по старине. В Кашире до сих пор живут мотивы военной эпохи и поэтов-шестидесятников.
Новая школа только начинает у нас появляться, современные стихи пишет, например, Екатерина Геллис, признанная поэтесса Наталия Елизарова пишет вполне современно. Многие поэты сейчас работают в стиле, который я бы назвал подражанием Вере Полозковой. На самом деле этот стиль пошел еще от И. Бродского, который задал рубленый и жесткий темп и мотив. Я бы даже его сравнил со стилем В. Маяковского.
– Кто из поэтов является для вас ориентиром в творчестве?
– Так случилось, что и в жизни и в литературе для меня всегда был образцом и ориентиром Александр Сергеевич Пушкин. В образе Александра Сергеевича я выступаю иногда на поэтических мероприятиях. Пушкин – это солнце русской поэзии, именно он сформировал современный русский язык. Стихи Ломоносова, Сумарокова и Тредиаковского очень трудно читать – язык еще старый. Пушкин сделал литературный язык современным, легким и воздушным. Вот почему стихи Пушкина невероятно легко запоминаются.
Конечно, ориентирами являются для меня и многие современные поэты, например, Роберт Рождественский. Меня очень вдохновил в свое время крымский поэт Василий Павлович Рыков (1932-1993). Рекомендую почитать, кому интересно.
Ну и, конечно, мне нравится содержание произведений каширских авторов, потому что здесь люди не обременены меркантильными мыслями. Они чаще думают о великом, о вечном, готовы отдать себя полностью ради высоких идей. Может быть, каширская поэзия в какой-то степени устаревшая, но подкупает своей чистотой. Георгий Кольцов, Анатолий Прядкин, Михаил Аниканов – это «столпы» местной поэзии. И, конечно, прекрасна поэзия основательницы литобъединения «Зодиак» Алевтины Николаевны Гришиной, чудесная женская лирика, ее можно сравнить с поэзией Марины Цветаевой или Анны Ахматовой.