Дмитрий Дроздецкий: «Пока все бегали с мячом, я общался со стариками»
Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]
Дмитрий Дроздецкий – художник известной творческой арт-группы «Митьки» и человек, увлеченный историей родного Красногорска. Дмитрий соединил художественное творчество и любовь к краеведению в проекте «Красногорск. История в картинах». Он стал писать городские пейзажи, основываясь на редких старых фотографиях города. Дмитрий Дроздецкий мечтает о создании в Красногорске краеведческого музея и полноценной картинной галереи, где люди могли бы узнать, что история Красногорского района – это не только усадьба Архангельское.
– Как давно вы увлеклись краеведением?
– С третьего класса. Я вырос в Красногорске, ходил в школу номер восемь. Помню, меня очень заинтересовала часовня с изразцами при Знаменской церкви. Часовня была такая разбитая, и казалась мне очень древней. С тех пор я стал собирать разные слухи и рассказы местных жителей. Пока все мои сверстники бегали с мячом и шайбой, я разговаривал со стариками. Я был их любимцем, они делились со мной такими историями, которые сейчас практически никто не знает. Я даже кое-что записывал, но эти детские заметки, к сожалению, родители нечаянно выбросили. Правда, недавно я нашел свои школьные черно-белые пленки. Я занимался фотографией еще класса с третьего. У меня были единомышленники, вместе с которыми мы ходили по окрестностям и осматривали интересные места. Однажды пытались исследовать церковь в Чернево, располагавшуюся тогда на территории военной части.
Одним из результатов моих находок по истории Красногорского района стал сайт «КИХМ». Эта аббревиатура расшифровывается как «Красногорский историко-художественный музей». В 2008 году была идея создания музея, но у нас как всегда, то одного не хватает, то другого, и, в конечном итоге, проект так и не был осуществлен. Осталось одно название, которое закрепилось за сайтом. Красногорск вообще славится тем, что в городе и районе никогда не было краеведческого музея, а также никогда не было картинной галереи. Точнее картинная галерея была в промежутке с 2008 по 2016 год. Она существовала в этом зале, а недавно нас присоединили к ДК «Подмосковье».
На данный момент мы не существуем, как отдельный субъект. До 2016 года у галереи было свое юридическое лицо, мы могли сами выбирать, кого выставлять. Сейчас у галереи появились обязательные выставки детских художественных школ района и области. Из-за того, что у нас нет нормального помещения, негде поместить работы, которые дарили галерее художники. Например, художник и педагог из Красногорска Серафим Александрович Володин подарил нам свои масштабные работы под три метра в высоту. Нам ничего не оставалось, как отдать их в Волоколамск, потому что просто физически негде их держать.
– Расскажите о выставке «Красногорск. История в картинах». Здесь вы выступили больше в роли художника или краеведа?
– В этом проекте совместились краеведческий интерес и художественное творчество. Выставка моих картин, посвященная старому Красногорску, была открыта еще в 2016 году. Потом я решил, что можно ее расширить и уже в этом году написал несколько новых работ. Картины на эту тему, наверное, будут выставляться до ноября. Я и сейчас продолжаю писать старый Красногорск. Недавно у меня появилась подмога в лице художника Александра Кондакова. У нас было открытие выставки его картин, также изображающих Красногорск. Обычно, когда идут тематические выставки, посвященные району, к сожалению, приносят каких-то котиков, барсиков, глухарей, синиц. Виды самого города кроме меня и Александра пишут немногие.
Александр Кондаков – это человек впечатления, он чистый импрессионист. Например, он написал замечательный городской пейзаж с горнолыжным комплексом «Снежком». Увидел синее пятно ночного освещения комплекса и сделал один мазок, вокруг которого организовалось все остальное на картине. Он не боится писать автомобили, чего я, например, не могу делать. От этого мне сразу плохо становится. В тоже время у него видна очень серьезная школа композиции. В отличие от меня, он пишет современный Красногорск, а я старый.
– Какой отклик, на ваш взгляд, вызывает у людей выставка картин старого Красногорска?
– Когда приходят люди старшего поколения, они просто счастливы. Начинают узнавать места, где жили и работали. Я пытаюсь передать настроение солнечным светом. Я не люблю грустные образы, мне важно добиться такого впечатления, чтобы у людей всплыло с подкорки вместо черно-белого изображения, то, как Красногорск выглядел раньше на самом деле. Однажды на выставку пришли две женщины, которые чуть не подрались из-за моих картин, это надо было видеть! Они ругались и спорили по поводу того, так ли раньше было, как показано на картине. В конце концов, обратились ко мне с вопросом, где можно найти автора. Я сказал: «Ну, я автор». Кое-как удалось их помирить и доказать, что я пишу картины, ориентируясь на фотографии, и ничего не искажаю. Может быть, добавляю какие-то детали, людей и немножко зелени, но в основном это практически документальные вещи. Потом одна из спорщиц признала, что была неправа, а на холсте все показано верно.
– Где вы берете старые фотографии города, на основе которых пишете картины?
– Со старыми фотографиями Красногорска дело обстоит плохо. Не думайте, что я беру их из интернета. Скорее, наоборот, я запускаю их в интернет. Ищу фотографии по знакомым, в совершенно разных местах. Например, недавно я встречался с вдовой нахабинского краеведа Евгения Смоленского. Она выдала мне целую пачку совершенно уникальных фотографий, которые до этого нигде не публиковались. Собираю все по крупицам. Большую помощь оказывает местный Совет ветеранов. В нашем городском и в центральном архиве почти ничего нет по старому Красногорску.
Кое-что удалось найти в Музее немецких антифашистов. Это единственный музей в городе, поэтому, видимо, туда люди отдавали какие-то свои старые фото. Сейчас он стал филиалом Государственного музея на Поклонной горе в Москве, но все равно у нас продолжается совместная работа. Там, например, я нашел уникальную фотографию, сделанную во время войны, где дети заготавливают дрова для переоборудованной в газогенератор полуторки ГАЗ. Порадовало меня, когда я нашел в нашем центральном архиве старое фото посещения Мао Цзэдуном колхоза «Ленинский луч», где китайский вождь ходит посреди свинарника.
Сейчас мы собираемся создавать, наконец-то, общество красногорских краеведов. В прошлом году я задался этой целью, потому что краеведы у нас разрозненны. Есть альманах «Красногорье», где скапливается довольно много интересной информации. Он выходит на бумаге уже больше 20 лет. Это серьезная и качественная краеведческая литература. В Нахабино есть клуб «Реликтопоиск», участники которого организовали своеобразный музей в подвале. Они собирают все, что может пригодиться: шкафы какие-то, самовары, советские игрушки, палеонтологию и так далее. В конечном итоге, я думаю, мы сможем договориться, если все-таки будет создан музей в Красногорске. Я не думаю, что у нас получится музей в традиционном смысле слова, потому что материала в виде подлинных вещей маловато. Кроме того, у нас политика в районе такая, что есть усадьба Архангельское и все, а про остальное будто и знать не надо.
– Расскажите о выставке, посвященной юбилею канала имени Москвы.
– 12 марта в ДК «Подмосковье» открылась выставка, посвященная 80-летию канала имени Москвы, исполнение и дизайн которой подготовил я. Дело в том, что строительство канала шло практически одновременно с созданием Красногорского района, а большая часть маршрута прошла по тогдашней территории нашего района. Это, можно сказать, документальная выставка, где представлено все, что связано с каналом, начиная от папиросных пачек, кончая фотографиями. Отдельно рассказано о творчестве художников, отражавший канал в искусстве. Канал имени Москвы писали в свое время такие столпы советской живописи, как Дейнека, Машков и другие. Помните знаменитую фотографию Сталина в сопровождении партийной элиты на фоне канала? Она известна еще и тем, что на ней замазали Ежова, которого как раз в это время арестовали. Есть интересная и известная фотография, где Кейтель подписывает акт капитуляции Германии. Там на переднем плане лежит коробка папирос «Москва-Волга». Это довольно символичная фотография для Кейтеля, ведь именно от канала Москва-Волга его погнали наши войска в Германию.
Я очень увлекся историей канала, начал копать сведения. На карте 1932 года видно, что Красногорский район занимал в то время огромную территорию: часть бывшего Звенигородского района, всю территорию Химкинского района, часть Истринского, часть Одинцовского, и часть Солнечногорского района. Интересно, что изначально рассматривалось три варианта маршрута прокладки канала. Первый вариант должен был пройти через Старицу Тверской области, Волоколамск и впадать потом в реку Истру. Проект не осуществился, потому что в ходе работ обнаружили неблагоприятные геологические особенности в окрестностях города Старица. Там под землей находятся огромные пустоты, куда бы ушла вся вода, если бы по этому маршруту пустили поток из Волги. По второму варианту канал должен был идти через Клин. Там еще в середине XIX века существовал так называемый «Екатерининский канал». Просуществовал он 9 лет и практически сразу был закрыт в связи с открытием железной дороги Санкт-Петербург - Москва. В 1930-е годы подсчитали, что прокладывать канал через Клин и реку Сестру будет нецелесообразно, потому что пришлось бы заливать хорошие сельхозугодия. В итоге, пришли к мысли рыть там, где канал расположен сейчас.
– А Митьки, в числе которых вы состоите, устраивали выставки в Красногорске?
– В этом зале в течение пяти лет прошло три выставки Митьков: «Митьки-космос», «Митьки остановки по требованию» и «Митьки плакаты». Митьковские плакаты навели здесь шороху. Самое большое посещение было именно на эту выставку. Кстати, в состав группы входит герой России космонавт Владимир Джанибеков. Вообще состав Митьков очень разнообразен. Есть Митьки первого созыва, большая часть из которых уже работает самостоятельно. У них свои интересы и спонсоры. Иногда, правда, они вспоминают про то, что они Митьки, когда им нужно. Дмитрий Шагин как был, так и остается лидером группы. Он умеет сплачивать вокруг себя людей, и явление живет во многом благодаря его деятельности. Между прочим, в прошлом году в состав Митьков приняли моего друга Вадима Степанцова – лидера музыкальной группы Бахыт-Компот. В объединение входят близкие нам по духу люди, и те, кто может внести какой-то вклад в общее дело. У нас есть один художник Алексей Горбушин, который уже многие годы ходит «в юнгах», но никак не может попасть в основной состав.
В свое время в группу входили известные рок-музыканты, увлекавшиеся помимо музыки художественным творчеством: Борис Гребенщиков, Юрий Шевчук, Виктор Цой, Чиж. Участник старого состава группы «Аквариум» Андрей Романов, которого мы в своем кругу звали Дюшей, делал интересные работы в рамках Митьков. Он писал картины прямо на табуретках. Мы приносили старые табуретки, а он рисовал на их верхней плоскости. Когда нужно было везти картину на выставку, он просто откручивал ножки. Помню, в Твери как-то была выставка городского пейзажа Митьков, и я вместе с Андреем Филипповым из Питера волок в Тверь эти дюшины табуретки. У каждого из нас было по шесть седалищ в каждой руке. Не знаю, как мы дотащили эту тяжесть, Дюша еще как назло железки снизу не откручивал.
Из-за того, что состав группы Митьков обозначен не очень четко, бывало, что наше имя использовали люди, которые к нам никакого отношения никогда не имели. В частности, одно время ходила в народе так называемая «Митьковская библия». Дмитрий Шагин выяснил, кто действовал от нашего имени и припер к стенке этого человека. Было полное разоблачение. У нас есть костяк группы, в который входят Митя Шагин, Володя Яшке – наш дедушка, так как он самый старый по возрасту среди нас, Вася Голубев, Виктор Тихомиров, снявший фильм «Чапаев Чапаев» и некоторые другие. Меня можно считать ответственным «митьком» за Московскую область.