Игорь Галицкий: «Стекло – удивительно выразительный материал»
Фото: [из личного архива Игоря Галицкого]
Витражист из Коломны Игорь Анатольевич Галицкий с 1988 года руководит витражной мастерской https://www.crystalgorn.com/, которая с 2005 года стала семейным делом. Мастеру помогает его сын Василий. Отдельные темы в творчестве художника – церковные витражи и реставрация. В интервью Игорь Анатольевич расскажет о технике витража, свойствах стекла и о том, в каком помещении и где уместно поместить композицию из цветных стекол.
–Витражи – это старинное и довольно специфическое искусство. Востребовано ли оно, и кто сегодня является заказчиком витражей?
– Искусство витража существует много веков. Естественно степень его популярности и распространенности зависит от множества причин: развитие строительства, экономическая ситуация, стилевые предпочтения. Наша творческая мастерская «CrystalGorn» уже много лет создает изделия из художественного стекла в авторском исполнении.
Потенциальные заказчики – это достаточно состоятельные люди, которые хотят придать облику своего дома самобытность. Хорошо, если они понимают важность работы архитектора, проектировщика и нанимают их на стадии строительства. В основном заказы на изготовление витражей исходят как раз от архитекторов, которые работают над проектом дома. Для будущего витража лучше, когда архитектор закладывает место под него еще на первых стадиях. В этом случае витраж гармонично вписывается в общую идею интерьера. В проект сразу закладываются подходящие проемы и определяются конструкции, которые тоже имеют значение.
–А в какой готовый интерьер можно вписать витраж?
– Бывают в домах места, где понятно, что одного стеклопакета для выразительности интерьера недостаточно. Появление витражей там целесообразно и обосновано. Как правило, это большие окна или окна интересной формы, где есть выход на свет. Например, если во всю высоту лестницы тянется большое вертикальное окно.
– Сюжеты витражей вы придумываете сами или их определяет заказчик?
– Бывает по-разному. Нередко заказчик просит простые и банальные композиции. В нарисованном виде они смотрятся не очень презентабельно, но стекло настолько удивительный по выразительности материал, что делает интересными почти любые проекты. Правильно подобранное по цвету и фактуре стекло может вытащить самый бесхитростный сюжет.
Например, в качестве темы для витража была предложена флористическая тема – ирисы. Это, мягко говоря, очень распространенная тема для витражей. Нет такого витражиста, который хоть раз не делал бы за время своей работы ирисы, виноград или сакуру. Однако при всей банальности идеи, создание пластики и подбор стекла стали увлекательным делом. Работа с цветом и фактурой подобна работе живописца, с той разницей, что он может смешивать краски по своему усмотрению, а у меня есть только определенный набор стекол.
Часто сюжет витража приходится предлагать самому. Иногда, казалось бы, незначительная деталь может лечь в идею будущей работы. Например, наличие любимого животного – кошки – навело на мысль решить витраж в стиле древнеегипетских росписей, где изображение кошки фигурирует как полноправный элемент. В развитии темы появились лотосы, удоды, соколы, и все это соединилось в одну общую композицию.
В начале девяностых делал витраж в стиле графики летописного свода Ивана Грозного для московского ресторана «Федор» на Китай-Городе. По легенде, зодчий Федор Конь был строителем крепостной стены Китай-Города, где неподалеку находился ресторан.
Был опыт переведения живописного источника в технику витража. Небольшой этюд Николая Рериха стал основой большого двухметрового витража. Стояла задача максимально воспроизвести в стекле цвет и живописную фактуру оригинала.
–Расскажите о технологии создания ваших витражей
– Сам принцип остается традиционным, который использовался и для создания витражей в средневековых готических соборах. Каждое стеклышко вырезается, расписывается красками, обжигается в печи и собирается в общую картину. В печи краска под воздействием высокой температуры прочно «приваривается» к поверхности стекла. Я в своей работе не использую появившиеся сейчас холодные безобжиговые краски на основе лака или акрила. Фрагменты стекла раньше скреплялись с помощью свинцовых профилей. В настоящее время технология усовершенствовалась, появилась так называемая «техника Тиффани». Эту технологию изобрел американский дизайнер по стеклу Луис-Комфорт Тиффани, по чьему имени она и получила название. Вместо грубых свинцовых прутьев он стал использовать для крепления частей витража тонкую медную фольгу. Обернутые по периметру стекла спаиваются между собой оловянным припоем.
Существуют различные технические приемы, которые могут придать витражу большую выразительность. Один из них – фьюзинг, то есть спекание при большой температуре двух кусков стекла разного цвета. Сложность фьюзинга заключается в том, что выбранные стекла должны совпадать по коэффициенту термического расширения, так как у стекла есть неприятная особенность лопаться при остывании. Если железо можно остужать как угодно и с ним ничего не произойдет, то в стекле при остывании появляется напряжение, которое способно его разорвать. По этой причине процесс фьюзинга проходит по специальной сложной схеме.
Выразительность витража во многом зависит от подбора стекла. Композиция должна выстраиваться таким образом, чтобы каждое стекло гармонично сочеталось с соседними, выявляя и подчеркивая их цветовые и оптические качества. Рядом с «глухим» непрозрачным стеклом можно поместить полупрозрачное или прозрачное, с гладким – фактурное. Если же все сделать из непрозрачного стекла, то витраж будет восприниматься глухим как из пластмассы. Если все стекла сделать прозрачные, то активно проявиться задний фон за витражом. Это чаще всего переплеты рам, элементы подсветки либо просто непрезентабельный вид за окном, от которого люди хотят отгородиться и, в тоже время, сохранить проходящий свет.
– Искусство витража ассоциируется, прежде всего, с церковным убранством. Вам приходилось делать витражи для храмов?
– Да, приходилось. Начало этому положило участие в создании витражей для поминальной часовни в Свято-Даниловом монастыре в Москве. В сотрудничестве с Шило С.Н. был разработан интересный проект оформления витражами крестильного храма при кафедральном соборе в Пензе. В силу объективных причин этот проект, к сожалению, не был воплощен. Сейчас я сосредоточился на решении живописных задач в росписи ликов, поиске стилевого и смыслового единства витража и убранства храма.
–Насколько уместны витражи в православном храме? Соответствуют ли они канонам и традиции?
– Если мы будем говорить о православной традиции, то, например, в Греции витражи не были распространены из-за особенностей архитектуры и климата. Из-за обилия солнечного света окна в греческих храмах делали маленькими. Задачей зодчего было защититься от излишка солнечного излучения внутри церкви, поэтому упор делался не на художественное оформление окна, а на росписи стен храма. Оформление окон цветными стеклами не несет изобразительных элементов, а скорее создает некое приподнятое духовное состояние. Архитектура западного готического собора, наоборот, требовала большие вытянутые окна. Внутреннее пространство огромного сооружения нужно было хорошо осветить. Окна украшались витражами, которые взяли на себя роль росписей в изобразительном и повествовательном плане.
В старинных русских церквях окнам отводилась чисто утилитарная задача освещения интерьера. Они тоже были маленькими, как и в Греции, но уже из-за суровости климата и потребности сохранять тепло в зимний период. В таких условиях не нужно было преграждать проникновение света внутрь.
Традиция помещать витражи в православном храме появилась в России с XIХ века с изменением господствующего архитектурного стиля. Большинство примеров церквей с витражами находится в Санкт-Петербурге. Можно вспомнить Исаакиевский и Петропавловский соборы, собор в Кронштадте. Петербургские витражи отличаются от витражей средневековых готических храмов Западной Европы, так как представляют собой произведения эпохи классицизма.
Современные технологии строительства предоставляют большие возможности в применении витражей. И сейчас более актуален вопрос об исторической и художественной традиции, синтезе разных видов техник в пределах одного пространства, решения гармоничного сочетания с архитектурой.
У «противников» витражей в православном храме есть свои аргументы. Это и отсутствие традиции, и то, что вираж в сознании ассоциируется с католическим храмом, и то, что стекло является хрупким материалом. Последний аргумент не выдерживает критики, потому что любой материал можно разбить, сжечь или сломать.
На мой взгляд, витраж – это существующая техника монументального искусства вне зависимости от места ее зарождения и развития. Поэтому вопрос ее применения связан с общей целесообразностью, стилем, сочетанием с архитектурой и художественным вкусом. Грамотное решение здесь является непростой задачей, и, к сожалению, часто приводит к плачевным результатам.
– Где в православном храме логичнее размещать витражи?
– Почти в каждом храме есть окно в алтаре у Горнего места. Церковная служба «выстраивается» по оси храма, которая направлена в алтарь к Горнему месту и Престолу. Там совершается главное церковное таинство – Евхаристия. Получается, что молящиеся в храме и священники в алтаре обращены в сторону алтарного окна. Странно видеть здесь пространство, лишенное всякого смыслового значения – перекладины рамного переплета или обычное пластиковое окно. Логично поместить на это центральное место соответствующее изображение, одновременно и не нарушая архитектуру, и не перекрывая свет.
В тех случаях, когда планировка алтаря не предусматривает центральное окно, возможна установка запрестольного образа в технике витража, чтобы подчеркнуть символику «света Христова», который, как говорится в литургической молитве, «просвещает всех».
Часто по разным причинам алтарное окно заклеивают иконой, распечатанной на принтере на прозрачном материале. Вроде бы задача формально решается – есть икона, и свет проходит в алтарь, но, на мой взгляд, исполнение должно стремиться соответствовать смыслу и значению Горнего места в православном храме.
–Вы занимались реставрацией старинных витражей?
– Реставрация изделий из стекла, в том числе витражей дело специфическое. Стекло требует бережного отношения к себе. Утраты порой бывают трудно восполнить. Иногда приходится проводить целое научное исследование. В частности, вместе с коллегами я участвовал в качестве научного консультанта в реставрации витража из особняка нотного издателя Карла Гутхейля в Пречистенском переулке в Москве. Дом был построен в начале XXвека по проекту знаменитого архитектора В.Ф. Валькота. Пришлось по максимуму поднять исторический материал, составить карту описания утрат, план работ по реставрации, вести фотофиксацию всех стадий работы и так далее. Витраж был полностью разобран на фрагменты и собран с восполнением утрат и усилением конструкции.
Иногда работа над витражом переходит в другую плоскость. В селе Шкинь под Коломной есть уникальная Святодуховская церковь, которая сначала рассматривалась нами для создания в ней витража. Храм в Шкини – это яркий пример классицизма, где витраж уместен и подтверждается историческими аналогами. В итоге мне с сыном пришлось потрудиться над восстановлением архитектурного облика: декоративных фризов, росписи. Облик храма в Шкини копирует Троицкий собор в Александро-Невской лавре Санкт-Петербурга. Аналогия с этим храмом очевидна: он имеет, например, редкие для православного зодчества две парные колокольни.
–Помимо витражей, вы делаете еще что-то из стекла?
– Да, есть выставочные работы: станковая скульптура, рельефы из стекла, клееное стекло. Рельефная скульптура из стекла делается подобно литью из металла. Лепится фигура из пластилина, а потом снимается огнеупорная форма, в которую помещается стекло. Форма ставится в печку, где стекло расплавляется и принимает нужный облик.
В свое время я делал стеклянные изделия по мотивам древних монет. Именно в Коломне в древности начиналась чеканка медных денег. Я пробовал разные варианты с имитацией под старину на основе материалов из музея «Изначалья: Сие деньги коломьски», где находилась большая коллекция старинных денег.
Была интересная выставочная работа «Боль Пальмиры». Я делал ее, когда в Сирии уничтожались древние памятники. Пальмира – это образец культуры античности известного многим еще по учебнику истории древнего мира, на передней обложке которого она была изображена. Композиция работы комбинирована из стекла и металла. Я сотрудничал с кузнецом-художником Денисом Кольцовым. Он сделал окантовку из металла в образе поврежденного пулями и осколками щита.