Марфа Абакумцева: «Н.И. Абакумцева называли скульптором будущего»
Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]
Художник в четвертом поколении Марфа Абакумцева создала в 2011 году музей работ своего деда скульптора Николая Ильича Абакумцева. Музей находится на участке семьи скульптора дачного поселка «Советский художник» в подмосковных Песках Коломенского городского округа. Здесь отдыхали и работали известные мастера XXвека: А. В. Лентулов, Ю.И. Пименов, Г.В. Нерода, А.А. Дейнека, В.Н. Бакшеев, Е.Е. Лансере, В.В. Хвостенко и другие.
– Расскажите о поселке художников в Песках. Когда Николай Ильич Абакумцев обосновался здесь?
– Поселок существует в Песках с 1934 года. Художники попросили власти выделить землю под дачи, где бы они могли работать, не стесняемые скромными габаритами московских мастерских. Им разрешили выбрать в Подмосковье подходящее место, но за сто первым километром. Сформировали группу из нескольких художников, которые искали такое место. После двух лет поисков выбор остановился на Песках с их красивыми вековыми соснами. Дачи находятся в лесу между поселком, построенным для рабочих карьера, и деревней Конев Бор. Образовали семьдесят дач, которые достались самым выдающимся и достойным художникам того времени. Несколько участков отдали ученым.
Дед купил дачу в 1955 году у некоего профессора Воскресенского. Дедушка с бабушкой перед этим десять лет искали себе место для дачи. Однажды знакомый скульптор подсказал, что в Подмосковье есть поселок художников, в котором как раз продавался участок с домом. Дедушке с бабушкой сразу понравилось в Песках.
– Как Н.И. Абакумцев стал скульптором?
– Дедушка родился в 1905 году в Москве в семье служащего Киево-Воронежской железной дороги. Отец был родом из Белоруссии, но по военной службе попал в Москву и здесь женился. Мать дедушки работала швеей. У нее было небольшое ателье, где вместе с сестрой и несколькими девушками шила платья для богатых господ. У деда была старшая сестра Валентина. Отец хотел, чтобы брат и сестра получили коммерческое образование и стали бухгалтерами. Такая судьба связывалась с достатком и стабильностью.
Родители дедушки были простыми мещанами, а Александровское коммерческое училище, куда хотели устроить детей, считалось достаточно привилегированным местом. Там учились дети князей и купцов. В 1914 году скоропостижно умер отец дедушки. Мать осталась одна с двумя детьми и в память о желании мужа все же решила устроить их в Коммерческое училище. Хотя выходцам из мещан попасть в училище было сложно, во внимание приняли, что мать детей осталась без мужа и содержала пожилых родителей.
В Коммерческом училище деда сразу прозвали «прогоревший коммерсант», потому что у него не было предпринимательских способностей. Однако образование в училище давали разностороннее: мальчики посещали уроки музыки и живописи. Эти занятия нравились Абакумцеву. Преподаватель живописи заметил интерес мальчика к рисованию и подарил ему маленький этюдник с красками и палитру. Дед воспринял подарок как благословение учителя на творческий путь.
В 1917 году случилась революция, и училище закрыли. Дед обрадовался, что не надо больше ходить на занятия по математике и коммерции. В тот год дедушке исполнилось двенадцать лет, и он окончательно решил стать художником. Мать не стала отговаривать сына, хотя эта профессия не сулила достатка и стабильности. В пятнадцать лет дед поступил в Высшие художественно-технические мастерские в Москве на живописное отделение. Абакумцев два года обучался живописи, а потом перевелся на скульптуру.
Приближалась работа над дипломом, но в судьбе случился неожиданный поворот. Однажды дед с сестрой попали на концерт Персимфанса в Большом театре. В 1920-е и 1930-е годы так называли экспериментальные концерты музыкальных оркестров, которые играли классические произведения без дирижера. Концерт так впечатлил юношу, что он бросил ВХУТЕМАС и поступил в Государственный институт музыкальной науки на композиторское отделение.
Дед закончил аспирантуру ГИМНа и к 1930-м годам стал профессиональным композитором. Он хотел писать симфонии и получить государственный заказ на написание серьезной музыки. К несчастью, в то время серьезная музыка государству была не так нужна, как массовые песни, которые бы вдохновляли рабочих на трудовые подвиги. Дед написал музыку к нескольким подобным песням, но скоро понял, что не хочет этим заниматься. Абакумцев осознал, что реализовать себя и в то же время заработать сможет только в скульптуре. Он возвратился к серьезным занятиям скульптурой, хотя не забрасывал художественное творчество и в период занятий музыкой.
Дедушке казалось, что отцовская белорусская фамилия Пузик не шла серьезному скульптору. Он взял себе девичью фамилию матери Абакумцев. Однако фамилия Пузик не помешала его сестре Валентине стать известным ученым в области изучения туберкулеза. В 1930-е годы Валентина Ильинична приняла тайный монашеский постриг. Она писала книги на религиозные темы, составляла церковные службы. Часто повторяла, что посвятила свою жизнь науке и Богу. Тетя Валя умерла в 2004 году, когда ей исполнился сто один год.
Дедушка обязан успеху бабушке, которая ограждала художника от бытовых забот. Она посвятила супругу всю свою жизнь. До сорока лет дедушка не помышлял о женитьбе, а думал только об искусстве. Бабушка была его студенткой в художественном училище. Они поженились и счастливо прожили вместе пятьдесят четыре года.
– Расскажите о скульптурах Н.И. Абакумцева. Как бы вы обозначили главную черту его творчества?
– Дедушка был неординарным скульптором. Его творчество делилось на две линии. Скульптуры, за которые он получал деньги, представляют типичный соцреализм. Дед сделал за свою жизнь более ста скульптурных портретов и фигур Ленина. Он оформлял казахский павильон и фонтан «Дружба народов» на ВДНХ. Делал на заказ портреты героев войны, композиторов, писателей, а иногда и выдающихся литейщиков и доярок.
Вторая линия – это творческие работы. В отличие от заказных скульптур, они были новаторскими для того времени, хотя Абакумцев специально не стремился казаться оригинальным. Эти скульптуры экспрессивные, эмоциональные, с утрированными формами и пропорциями. За них дедушка не получал денег.
– Некоторые скульптуры в музейной комнате сделаны из дерева. Н.И. Абакумцев часто использовал этот материал?
– В 1930-е годы в художественной среде была популярна деревянная скульптура. Одна из первых работ из дерева – обнаженная фигура «Утро». Здесь видно, что Абакумцев мастерски владел техникой реалистичной скульптуры. С работой связана забавная история. Скульптура сделана из березы, которая после обработки имеет цвет человеческого тела. Дед погрузил готовую скульптуру на открытую пролетку, завернул в пальто и повез по Москве на выставку. Прохожие увидели странную картину: молодой человек с кудрявыми черными волосами везет в пролетке завернутую в пальто девушку, причем непонятно – живая она или уже неживая.
Работа «Утро» произвела хорошее впечатление на публику и художников, и дед продолжил работать с деревом. На другой ранней работе барельефе «Витязи» видно, что скульптор уже экспериментировал с утрированными формами. Делалось это не из-за незнания правильных пропорции рук и ног. Художник хотел передать через работу настроение, а не простое перечисление анатомических деталей.
В 1930-е годы дедушка готовил первую персональную выставку. В те времена добиться этого было непросто. Десять лет он создавал деревянные скульптуры. Мастерская в Москве была маленькой, поэтому он снял для работы крестьянский овин в деревне Тучково в семидесяти километрах от Москвы. К 1941 году он уже сделал достаточно работ для выставки, но все перечеркнула война. В ночь на 16 октября под его день рождения немцы подошли к деревне Тучково. Вышел приказ советского правительства, чтобы жители, покидая деревни, сжигали дома и не оставляли ничего захватчикам. Так произошло и с Тучково. Жители деревни сожгли все постройки, включая овин с деревянными скульптурами Абакумцева. Десять лет работы дедушки исчезло в один день. Представленные у нас деревянные работы сохранились, потому что остались в московской мастерской деда.
– Какие темы были главными в творчестве Н.И. Абакумцева?
– Абакумцев разделил все творческие скульптуры на четыре цикла: творчество, борьба, война и мать. Эти темы он объединил пятью ключевыми скульптурами: «Горе», «Отчаяние», «Скорбь», «Поднимающийся» и «Воля». Большие мужские фигуры сделаны из разных материалов и олицетворяют сменяющие друг друга состояния человеческой души.
Интересна скульптура «Хлеб» на тему войны. Однажды, прогуливаясь по Чистым прудам в Москве, дед увидел, как пилят большие тополя. Он договорился, чтобы стволы привезли к нему в мастерскую, а потом перевернул их корнями кверху и создал этот образ. Дедушка сопоставил старость и молодость в годы войны. На фронт не брали в основном стариков и женщин. Они убирали хлеб в деревнях. Абакумцев изобразил печального старика и девушку, у которой, несмотря на войну, в глазах читается надежда на лучшее.
Немногие в то время понимали искусство Абакумцева, но деду было важно не мнение других, а то, насколько честно он выполнял поставленную себе задачу. В конце 1940-х дедушка ввел в замешательство художественную комиссию, которая пришла посмотреть скульптуру «Хлеб». Один искусствовед сказал: «Абакумцев, ты – художник будущего».
– Вы рассказывали, что Абакумцев выучился на композитора. После возвращения к скульптуре музыка осталась в его жизни?
– Да, для каждого цикла работ и для некоторых отдельных скульптур дед писал музыку. Когда ему исполнилось девяносто лет, в Коломне проводилась интересная выставка «Музыка в скульптуре», где дед сопровождал показ работ игрой на фортепиано. Получился симбиоз двух искусств. Всю жизнь скульптор писал музыку, но не ради денег, а для себя.
Совмещать труд скульптура и игру на фортепиано сложно, ведь мы знаем, как тщательно берегут пальцы пианисты. Дедушка тоже бережно относился к рукам, и никогда не работал без рукавиц, не касался пальцами материала. Мелкие работы делал при помощи стеков и маленьких резцов. Разминке кистей рук дедушка посвящал по три часа каждый день. Первый час была гимнастика для пальцев, второй час он играл на специальной клавиатуре без звука, а третий час исполнял собственные сочинения на фортепиано. Это правило он соблюдал неукоснительно и при любых обстоятельствах.
–Когда пришла мысль сделать из мастерской вашего дедушки музейное пространство?
– После дедушки в мастерской оставалось много творческих работ. У нас был вариант реализовать скульптуры в разные музеи, но мы поняли, что интереснее показывать их вместе. Конечно, это предполагало большие финансовые затраты. Сначала мы просто хотели сделать достойное хранилище для работ дедушки, потому что до этого одни работы стояли на улице под открытым небом, другие плотно и скученно теснились в мастерской. Потом пришла мысль расширить хранилище в музей.
Мы начали строить музейное помещение в 2009 году, а открылись для посетителей 16 октября 2011 года. Эти два года мы каждый день занимались обустройством музея. Делали специальное освещение, подиумы для скульптур, этикетки и прочее оборудование. Я люблю музеи и, путешествуя по разным странам, всегда обращала внимание на то, как оформлена экспозиция. Много времени ушло на реставрацию скульптур, которую проводили сами. С помощью друзей перемещали деревянные и каменные изваяния, хотя вес фигур достигал семьсот килограмм.
Музей состоит из трех частей: выставочной части, где собраны исключительно творческие работы Абакумцева, уличной экспозиции и мастерской. В мастерской мы по максимуму сохранили обстановку, в которой работал дедушка. Даже лампочки остались еще с тех времен.
Чаще всего к нам приезжают студенты художественных ВУЗов или москвичи, которые едут посетить Коломну. Приезжают и те, кто не имеют прямого отношения к искусству, но хотят познакомиться с творчеством нашего дедушки – Николая Ильича Абакумцева.