Сергей Нестеров: «Поливаново – это музей под открытым небом»
Фото: [Антон Саков \ Подмосковье Сегодня]
В селе Поливаново городского округа Подольск есть улица Нестеровых, названная в честь местных почетных жителей Ивана Михайловича и Бориса Ивановича Нестеровых. Продолжатель династии Сергей Борисович Нестеров – профессор, доктор технических наук, президент Российского вакуумного общества им. академика С.А. Векшинского. С 2000 года Сергей Борисович активно занимается изучением истории Поливанова. Им было опубликовано около 100 краеведческих статей, брошюр и книг, собрана коллекция местных артефактов, которая с 2002 по 2011 год экспонировалась в небольшом музее. О богатой истории своего села, связанной с именами героя войны 1812 года А.И. Гудовича, графа К.Г. Разумовского, архитектора В.И. Баженова, Сергей Борисович рассказал порталу «Подмосковье сегодня».
– Сергей Борисович, как в Поливанове появилась улица Нестеровых?
– Улица раньше была безымянной, а в 2019 году по инициативе жителей поселка было принято решение назвать ее в честь почетных граждан Дубровицкого сельского округа Ивана Михайловича и Бориса Ивановича Нестеровых – моих деда и отца. Они многое сделали для развития поселка. Дед долгое время был главным бухгалтером, а потом директором подсобного хозяйства «Поливаново» при филиале больницы имени Кащенко, затем Психиатрической клинической больницы №1 имени Н.А. Алексеева. До последнего времени это было поселкообразующее предприятие.
– Как ваш дедушка оказался в Поливанове?
– Он родился в 1909 году в деревне Топканово современного городского округа Кашира. Жил какое-то время в Воскресенске, а в Поливаново переехал в 1938 году, когда здесь освободилось место главного бухгалтера. Вместе с отцом мы бывали на его малой родине в Топканове – это очень красивые подмосковные места. Особенно живописна дорога-аллея, ведущая от Богатищева к Зарайску.
– С какого времени вы заинтересовались краеведением?
– Первый интерес возник еще в детстве. Мы часто играли около Благовещенской церкви, которая в те годы не действовала. В церковном здании размещался склад и сельский клуб: на первом этаже показывали кино, а на втором играли в бильярд. За церковью и тогда привлекало мое внимание старинное надгробие графа Андрея Ивановича Гудовича. Это, к слову, один из немногих сохранившихся в Московской области памятников героям войны 1812 года.
Систематически я стал заниматься краеведением с 2000 года, когда защитил докторскую диссертацию, и появилось больше свободного времени. Моя диссертация была посвящена вопросам создания высокого вакуума, в том числе имитации космоса. Примерно в это же время вышел на пенсию и мой отец, а так как он был очень деятельный человек, я решил привлечь его к этой работе.
В 2002 году вместе с отцом мы открыли небольшой музей в Поливанове, который числился филиалом «Музея истории усадьбы Александрово-Щапово». Музеем, располагавшимся в соседнем селе Щапово, в то время руководил историк, член-корреспондент РАН Ярослав Николаевич Щапов – внучатый племянник последнего владельца усадьбы Ильи Васильевича Щапова. Со временем мы широко развернулись и даже провели 6 Поливановских чтений. Собирались в здании музея или в небольшом зале административного помещения недалеко от усадебного дома.
– Какие предметы стали основой экспозиции этого музея?
– Наиболее интересным экспонатом стала старая икона, которая чудом уцелела после закрытия и разорения Благовещенской церкви. Во время реставрации храма в 1990-х годах строители обнаружили нишу в стене, заложенную кирпичом. В этой нише была скрыта старая икона высотой более метра, видимо, бывшая частью триптиха. Не очень характерная для православной традиции икона «Коронование Божией Матери», вероятно, писалась под западным влиянием, ведь владельцы усадьбы Разумовские были родом из Украины.
В экспозиции было много предметов, связанных с местной археологией. В окрестностях Поливанова располагалось пять селищ XIII-XVвеков. Буквально каждую весну я откапываю на своем приусадебном участке осколки старинной керамики. Однажды мы нашли почти целый чернолощеный кувшин, который тоже стал экспонатом музея. Мы показывали часть сохранившихся церковных фресок, старинные монеты, фотографии разных лет… Экспонаты относились к разным эпохам, но их объединяло то, что все они являлись местными, поливановскими.
Ценные материалы мы получили из Нижнего Новгорода от доктора физико-математических наук Николая Сергеевича Беллюстина – внука Всеволода Константиновича Беллюстина, который был директором Поливановской учительской семинарии в 1903-1912 годы. Эта семинария располагалась непосредственно в главном усадебном доме с 1874 года. Семинария была организована на основе учительской школы, открытой в 1871 году. Учителями здесь работали выпускники Московского и Санкт-Петербургского университетов – уровень образования был очень высоким. В.К. Беллюстин ежедневно вел дневник, и, будучи человеком очень скрупулезным, записывал каждую мелочь.
– Кто был владельцем усадьбы на момент открытия в ней семинарии?
– В 1870-е годы Поливаново принадлежало внучке героев войны 1812 года генерала от инфантерии Д.С. Дохтурова и генерал-майора И.В. Мантейфеля Юлии Сергеевне Давыдовой. Ее мать Эрнестина Дохтурова (Мантейфель) была падчерицей Гудовича. Сам же Андрей Иванович приходился родным внуком графу Кириллу Григорьевичу Разумовскому, при котором была построена сохранившаяся церковь и усадебный дом.
– То есть на протяжении всей истории Поливаново находилось в руках одной семьи?
– Не совсем. Первыми владельцами были дворяне Поливановы, от фамилии которых село получило свое название. В 1635 году имение было продано Салтыковым. С середины XVIIIвека усадьба перешла к Разумовским, сначала к фавориту императрицы Елизаветы Петровны Алексею Григорьевичу, а с его смертью в 1771 году – к младшему брату Кириллу. С тех пор вплоть до 1917 года Поливановым владели члены одной семьи. Кирилл Григорьевич Разумовский завещал имение сыну Ивану. Тот прожил всего 40 лет, и в 1802 году Поливаново перешло к зятю Кирилла Разумовского генерал-фельдмаршалу графу Ивану Васильевичу Гудовичу, а затем к его сыну Андрею Ивановичу.
Последними владелицами Поливанова были падчерица А.И. Гудовича уже упоминавшаяся Эрнестина Ивановна Дохтурова и ее дочь Юлия Сергеевна Давыдова. О судьбе Давыдовой после национализации усадьбы ничего неизвестно.
– Главный дом и церковь в Поливанове не перестраивались со времен Кирилла Григорьевича Разумовского?
– Еще до Разумовских в Поливанове были деревянная, а затем и каменная церкви. В 1777-1779 годы Кирилл Григорьевич Разумовский построил нынешний каменный храм, использовав материал от старой церкви. Усадебный дом был построен, как считается, в 1784 году. Есть предположение, что проект церкви и дома создал гениальный русский зодчий Василий Иванович Баженов. Есть косвенные указания на его авторство в письмах К.Г. Разумовского, которые публиковались в книге А. А. Васильчикова «Семейство Разумовских» 1880 года. На стиль Баженова указывает и сходство Благовещенского храма с некоторыми московскими церквями, например, Скорбященской церковью на Большой Ордынке.
– Поливаново было не основной усадьбой Кирилла Разумовского?
– Да, его главная резиденция с великолепным дворцом находилась на Украине в Батурине. При этом у Кирилла Григорьевича Разумовского были и другие подмосковные имения: Троице-Лыково, Петровское-Разумовское, Горенки... Граф К. Г. Разумовский был одним из богатейших людей страны, поэтому не удивительно, что он построил в селе Поливаново такой роскошный храм. Сам он в Поливанове бывал не часто, если судить по письмам, где усадьба упоминается буквально 2-3 раза. В основном Кирилл Григорьевич проводил время заграницей и в Батурине. В Москве он предпочитал останавливаться в Петровском-Разумовском.
При Кирилле Григорьевиче Разумовском дом в Поливанове использовался как охотничий гостевой домик. На первом этаже располагались просторные залы, где проводились ассамблеи, а на втором было около 15 комнат гостиничного типа. Возможно, гости охотились в наших лесах. Вплоть до 1940-х годов в окрестностях Поливанова обитали дикие звери, в частности, волки.
– Насколько хорошо сохранился усадебный парк?
– Усадебный парк находится в хорошем состоянии. В начале 2000-х годов мы с местными жителями и дачниками основательно почистили его, убрали сухостой. Сейчас парк практически со всех сторон огорожен, поэтому там нет пикников, и, соответственно, свалок мусора. Когда в Поливанове держали коров, животные сами подчищали лес, а сейчас нужно периодически убирать мелколесье. Сохранились как минимум две аллеи. В частности, так называемая Верстовая аллея идет перпендикулярно усадебному дому, и до сих пор хорошо прослеживается.
– Доступ в парк и к главному усадебному дому закрыт?
– Входа на территорию нет, так как филиал психиатрической больницы уже полтора года как уехал из Поливанова. Сейчас стоит вопрос – кому передать историческое здание в пользование. Рассматриваются разные варианты. Оптимальное решение – устроить в Поливанове социальное предприятие, например, пансионат.
– В усадьбе сохранились флигели или хозяйственные постройки?
– Из материалов, связанных с Поливановской учительской семинарией, мы знаем, что все хозяйственные постройки были деревянными, поэтому от них ничего не осталось. В усадьбе в советские годы была школа, где, в частности, учился мой отец, его брат и сестра. Для нас ценно, что около двух лет в Поливаново жил с семьей знаменитый московский священник Валентин Амфитеатров. В 2012 году мы установили мемориальную доску в память пребывания здесь отца Валентина.
– Чем был известен отец Валентин Амфитеатров?
– Это был священник высокого духовного уровня. В 1892 году отец Валентин был назначен настоятелем Архангельского собора в Московском кремле. Когда к праведному Иоанну Кронштадтскому приезжали за советом и помощью москвичи, он удивлялся, зачем было ехать в Петербург, если в Москве есть такой молитвенник как Валентин Амфитеатров. Сегодня на Ваганьковском кладбище есть три наиболее известные и посещаемые могилы: Есенина, Высоцкого… и о. Валентина Амфитеатрова. Священник жил в Поливанове в 1871-1873 годы, исполняя обязанности законоучителя в учительской школе. В это время он служил в небольшой домовой церкви, которая располагалась в одном из помещений усадебного дома.
– От некрополя уцелело только одно старое надгробие графа А.И. Гудовича?
– Да, но в детстве я застал еще одно надгробие, которое сохранилось необычным образом. Надгробный камень застрял между ветвями дерева, и когда оно выросло, камень поднялся на высоту нескольких метров. Все остальные надгробия растащили в 1930-е годы на строительные материалы. В частности, надгробные камни пошли на постройку скотных дворов, которые располагались примерно в 800 метрах от церкви. Я сам был свидетелем, как в местах осыпавшейся штукатурки на стенах этих сооружений проступали эпитафии и имена погребенных. Сейчас скотные дворы снесены.
В 1990-е годы недалеко от могилы А.И. Гудовича нашли старинную пуговицу, предположительно с мундира графа. Андрей Иванович был обер-егермейстером двора Его Императорского Величества Александра II, а на пуговице был как раз вензель «А II». Этот артефакт, как и прочие наши находки, сейчас хранится в музее Щапово. Мы установили символический крест в память людей, похороненных на церковном погосте. На открытие памятного креста в 2007 году приезжали потомки директора семинарии В.К. Беллюстина и последнего перед закрытием священника Благовещенской церкви.
– Здание богадельни – это тоже историческая постройка?
– Да, только второй этаж надстроили в конце 1950-х годов. Есть версия, что богадельню открыли для увечных воинов 1812 года. В советское время в бывшей богадельне был магазин, а также две квартиры и кухня. Когда надстроили второй этаж, там тоже сделали квартиры для работников местного подсобного хозяйства. В последнее время в здании была аптека и склад одежды пациентов больницы. Сейчас здание пустует. Многие годы мы пытались добиться разрешения устроить в бывшей богадельне музей.
– А когда поливановский музей прекратил существование?
– До 2011 года музей располагался в небольшом здании конторы 1950-х годов около церкви. Потом село Щапово с музеем, к которому мы относились, перешло к территории Новой Москвы, а наш филиал остался в Московской области, поэтому поливановский музей пришлось закрыть. Музей в Щапово согласен вернуть нам все поливановские экспонаты из своих запасников, но нам пока негде их разместить. Нужно финансирование или как минимум помещение.
Собственно, Поливаново – это музей под открытым небом. Всю информацию можно найти в наших статьях и книгах. За 20 лет у нас вышло около 100 публикаций на тему истории Поливанова, включая книги и брошюры. Основная работа – это книга «История села Поливаново» (Б.И.Нестеров, С.Б. Нестеров, Е.В.Беляева), изданная в 2013 году тиражом 300 экземпляров. Там собраны все наши наработки, правда, за последние 8 лет появилось много новых материалов.
– Расскажите о памятном знаке воинам 1812 года, который стоит за оградой Благовещенского храма.
– В 2007 году мы с отцом поставили этот памятник на свои средства. Через Поливаново проходил знаменитый Тарутинский маневр. Колонны русских войск возглавляли Н.Н. Раевский, И.В. Васильчиков и И.Ф. Паскевич, а с французской стороны наступал маршал Мюрат. Многие годы в Поливанове ходила молва, будто в усадебном доме ночевал сам Наполеон. Едва ли это правда, потому что Наполеон выступил из Москвы по Каширской дороге. Вполне возможно, что в поливановском усадебном доме ночевал маршал Мюрат, которого местные жители по ошибке приняли за Наполеона.
У нас есть статья «Семнадцать дней осени», в которой по дням расписан каждый эпизод войны 1812 года в наших краях. В Поливанове мы находили ядра, штыки, картечь тех времен. Однажды отец даже нашел пистолет 1812 года. Здесь происходили так называемые арьергардные бои.
В Поливанове есть еще один интересный памятник войне 1812 года – две двухвековые европейские лиственницы. Есть легенда, что в кургане под лиственницами находится захоронение пяти французских офицеров. Это версия имеет свою логику. В детстве я еще застал три лиственницы, а мой отец помнил четыре старых дерева. Старожилы говорят, что изначально лиственниц было пять, по числу офицеров. Курган находится за церковной оградой, что тоже логично, ведь иноверцев и супостатов не могли захоронить на церковном погосте.
– В настоящее время вы проводите экскурсии в Поливаново?
– Да, проводим по запросу. В летний период экскурсию организовать не сложно. Нам не важно, приедут ли организованные группы или небольшие компании. Мы можем и для одного человека рассказать об истории нашего села. Можно посетить замечательные исторические места: Благовещенскую церковь, усадебный парк, курганы вятичей и участки добычи знаменитого подольского мрамора с древними окаменелостями.