Сергей Белугин: «Путешествия – мое хобби, которым занимаюсь всю жизнь»

Герои Подмосковья
Антон Саков / Подмосковье сегодня

Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]

Сергей Леонидович Белугин – подполковник в отставке, двадцать семь лет жизни отдавший военной службе. Главная страсть Сергея – путешествия. Вот уже десять лет он является бессменным руководителем клуба любителей путешествий Звенигорода. Члены клуба совершают автопробеги, пешие и лыжные походы к местам боевой славы, дворянским усадьбам и памятникам природы Подмосковья. Клуб Сергея Белугина открыт для тех, кто хотел бы прикоснуться к истории Звенигорода и его окрестностей.

– С чем связана ваша любовь к путешествиям?

– Я сын офицера, служба отца была связана с поездками по стране, поэтому я с детства полюбил путешествия. Я тоже стал военным, и, когда приехал служить в Подмосковье, министерство обороны дало приказ создавать в военных частях туристские клубы, чтобы заниматься боевой выучкой офицеров и, одновременно, патриотическим воспитанием. Меня избрали руководителем туристского клуба в военном городке Кубинка-10, где я служил. В свободное от службы время я организовывал вылазки к местам боев и в какие-то другие интересные места с сослуживцами из военного городка и членами их семей. Когда мои дети пошли в школу военного городка, свои умения и навыки я стал применять там, создав школьный туристский кружок. Пока сыновья учились, я постоянно ходил с ними в походы вдоль берега Москвы-реки и по другим местам западной части Подмосковья.

В Звенигород я переехал из военного городка в 2005 году. В городе у меня почти не было знакомых. Я стал потихоньку вычислять людей, которые занимаются походами и самостоятельными путешествиями, а в сентябре 2006 года на Всемирный день туризма организовал встречу потенциальных единомышленников в городской библиотеке. На встрече мы решили создать клуб любителей путешествий Звенигорода. Этот момент мы считаем днем рождения клуба, которому в этом году исполняется десять лет.


– Какую направленность имеют путешествия вашего клуба?

– Мы не совершаем каких-то длительных поездок по отдаленным уголкам страны, путешествуем в основном вокруг и около Звенигорода. Поездки и походы всегда связаны с какими-то интересными местами и посвящены какой-то теме. Например, в этом году отмечалось 125-летие Сергея Сергеевича Прокофьева, поэтому в июле мы решили поехать в поселок Николина Гора, где у композитора была дача. За месяц до похода мне удалось побывать в гостях у соседки Прокофьева Марии Александровны Добрыниной. Композитора она наблюдала издали, а после его смерти познакомилась с его супругой Мирой Александровной. Мария Добрынина рассказала много интересного о композиторе, его семье и потомках. Всем этим я смог поделиться с участниками клуба, когда мы пришли в Николину Гору. Мы посмотрели дачу композитора и отправились в обратный путь. Шли пешком семь километров вдоль берега Москвы-реки. Прокофьев, кстати, неоднократно бывал в гостях у Сергея Ивановича Танеева в селе Дютьково, которое сегодня вошло в состав Звенигорода.

У нас был целый ряд походов к сохранившимся дворянским усадьбам. Мы посетили Введенское, Кораллово, Ершово. К сожалению, одна из красивейших в Подмосковье усадеб Введенское находится на территории санатория «Звенигород», который принадлежит мэрии Москвы, поэтому попасть в него очень трудно. Нам удалось проникнуть туда лишь по эксклюзивной договоренности. В усадьбу Медведниковых, расположенную в Поречье, вообще попасть не удалось. Сегодня памятник регионального значения находится в частной собственности, и даже для звенигородцев проход закрыт.


– Есть ли у вас какие-то любимые маршруты и места?

– У нас есть традиционные маршруты, которые мы совершаем ежегодно. Зимой мы идем на лыжах из центра Звенигорода в Дютьково, где жил на своей даче и там же умер известный композитор и музыкальный педагог Сергей Иванович Танеев. Мы идем на лыжах порядка четырех километров лесными тропами, а в обратную сторону проходим также около четырех километров, но уже другим маршрутом. Получается такое культурно-спортивное мероприятие. Кроме того, в июле в Дютьково проводится фестиваль Танеева, и мы выбираемся туда каждое лето. Еще один традиционный маршрут – это вылазка на пушкинский праздник в Захарово. Это село находится недалеко от Звенигорода по дороге в сторону Голицыно. Оно известно тем, что в нем прошли детские годы Александра Сергеевича Пушкина в имении его бабушки Марии Алексеевны Ганнибал. В первое воскресенье июня мы собираем команду из наших товарищей и на рейсовом автобусе приезжаем на место праздника. Я провожу небольшую экскурсию, рассказываю, где и что происходит, и после этого распускаю народ. Люди с удовольствием участвуют в празднике, приобщаются к культурным событиям Звенигорода и его окрестностей.

Два или три года назад мы стали проводить пешие прогулки скандинавской ходьбой. Скандинавская ходьба – это движение с палками, похожими на лыжные. Побывав на фестивале этой ходьбы, мне очень понравилась сама идея этой формы досуга и движения. Это и эстетично, и современно, и подходит для старшего поколения. Таким образом, у нас появились походы выходного дня, которые мы посвящаем каким-то интересным памятникам, и прогулки выходного дня, которые мы совершаем скандинавской ходьбой, как правило, вдоль берега Москвы-реки. Эти прогулки длятся два или максимум три часа, а походы занимают полдня или целый день.


– Какой из походов был самым длинным?

– В 2010 году, когда отмечалось 150-летие со дня рождения Антона Павловича Чехова, мы совершили самое длительное наше путешествие. Мы прошли двадцать пять километров от Истры до Звенигорода по тому же маршруту, по которому Чехов впервые попал в наш город. Когда Чехов был студентом и проходил практику в Чикинской больнице сегодняшнего города Истра, врачи предложили ему однажды в воскресенье сходить пешком до Звенигорода в Саввино-Сторожевский монастырь. Мы выяснили маршрут, которым прошли в свое время писатель и его знакомые врачи, и побрели той же тропой уже в наши дни. В Звенигороде возле чеховской больницы нас торжественно встречали те, кто не отважился на поход. В нашем городе у больницы есть мемориальная доска, а также легендарная чеховская липа. Существует легенда, что писатель любил сидеть и отдыхать под этим деревом, когда гостил у фельдшера звенигородской больницы.

С этой липой два года назад произошла драматическая история. Во время летней грозы от дерева откололся огромный кусок. Это была беда – дерево, которое есть во всех путеводителях, стало погибать. Мы обратились в одну экологическую организацию. Приехали ребята, изучили ствол и сказали, что липу можно еще спасти. Но пришла зима, и при первом снеге дерево окончательно рухнуло. На следующий год в день рождения Чехова власти провели торжественную посадку новой липы, а оставшийся пень старого дерева аккуратно подпилили. Теперь у нас растет новая липка, которую сажал глава города, а старый пень стал густо обрастать молодой порослью. Теперь мы думаем, как поступить – сохранить эту поросль или выбрать самый лучший отросток и оставить его расти дальше. В любом случае старая липа осталась жива, хотя и в таком вот усеченном виде.


– Расскажите о походах к местам боевой славы

– Последние годы мы совершаем осенние автопробеги накануне празднования битвы под Москвой и летние автопробеги, приуроченные ко Дню победы. В автопробеге каждый участвует на своей машине. Мы назначаем место встречи, договариваемся с людьми, а они берут в свои экипажи соседей и друзей. Руководитель музея второй школы в Звенигороде, которая носит имя героя войны М. А. Пронина, Галина Лобанова приглашает ребят с родителями участвовать в наших автопробегах. На таких выездах собирается, как правило, до десяти машин. В прошлом году был автопробег по местам подвига Зои Космодемьянской и Веры Волошиной. Мы проехали по всему маршруту, перешли линию фронта в деревне Обухово, поехали в Петрищево, были в Головково, где немцами была повешена Вера Волошина, посетили посвященный ей музей в деревне Крюково.

В этом году мы съездили на 141-й километр Минского шоссе в так называемую Долину славы. В народе ее называют еще Долиной смерти, потому что там погибло большое число наших бойцов. Там же погиб командир 32-й Краснознаменной стрелковой дивизии Виктор Иванович Полосухин. Эта дивизия прославилась тем, что она шесть дней и шесть ночей держала немцев на рубеже Бородинского поля, когда те только начали наступать в октябре 1941 года. Дивизия с боями вышла оттуда, избежав окружения, была доукомплектована и держала оборону на левом фланге в деревне Акулово рядом с Кубинкой. В феврале-марте 1942 года, уже в ходе освобождения Подмосковья от немцев, все та же 32-я дивизия шла на помощь оперативной группе 33-й армии, которая попала в окружение южнее Вязьмы. Немцам удалось нанести удар в основание прорыва, и спешащие на помощь отряды сами чуть было не попали в окружение. 18 февраля у деревни Иваники командир дивизии полковник Виктор Полосухин был убит пулеметной очередью врага. Мы возложили цветы у памятного знака, на месте гибели комдива.


– Кто обычно участвует в походах?

– У нас есть костяк из примерно двадцати человек, которые регулярно все эти десять лет участвуют в мероприятиях. Каждый раз появляется кто-то новый, потому что мы даем объявления о наших походах в местной газете, в интернете. Народ приобщается, кто-то приезжает к нам специально из Москвы. В пеших походах обычно набирается от пяти до тридцати человек в зависимости от погоды и маршрута. Если собирается большая группа, я назначаю ответственного за хвост колонны. Сложнее всего идти в лесу, где на каждом повороте тропинка теряется или раздваивается. Иногда я беру с собой радиостанцию, чтобы держать связь с замыкающим. Если кому-то надо шнурок завязать, мне дают по рации команду «тормози, голова», и мы ждем, пока нас догонят отстающие. По каким-то совсем глухим местам мы не ходим и, как правило, все заканчивается благополучно. Заранее спланированного графика походов у нас нет, потому что я работаю. Если я вижу какие-то свободные выходные, то объявляю о походе. Маршрут у меня в голове разработан, как правило, заранее. Мы очень редко повторяем маршруты, всегда стараемся найти какую-то изюминку и увидеть или посетить что-то новое. За десять лет не было ни одного полностью повторяющегося похода, исключая наши традиционные места, о которых я говорил ранее.

Мы неоднократно бывали на биостанции Академии наук на озере Глубоком. Это уникальная природная достопримечательность Московской области. Озеро ледникового происхождения, как видно из названия, считается самым глубоким в Подмосковье. Институт имени Северцова Академии наук исследует это озеро еще с начала прошлого века. Перед походом я созванивался с руководителем станции, и он рассказывал нам историю ее создания. Во время походов мы всегда проводим участок экологической тропы, то есть собираем мусор, оставленный некультурными людьми в лесу. Я раздаю мешки участникам путешествия, и мы принимаемся за дело.

– Связана ли ваша нынешняя работа с путешествиями?

– Моя нынешняя работа никак не связана с путешествиями. До лета этого года я работал в администрации города, потом пришел работать в культурный центр имени Любови Орловой. Путешествия – это мое хобби, которым я занимаюсь почти всю свою жизнь. Кстати, недавно мне был вручен диплом премии губернатора в номинации «Движение» за этот проект. Денежное вознаграждение пойдет в пользу клуба. Кроме походов мы встречаемся на Всемирный день туризма, который одновременно является днем рождения нашего сообщества, а также перед Новым годом. В этот раз мы собираемся двадцатого декабря, чтобы встретить новый 2017 туристский год. Мы посмотрим самые интересные вылазки ушедшего года, вспомним лучшие мгновения жизни, я расскажу о своих планах на будущий год, и потом празднование медленно перетечет в традиционное поедание салата.

Поделиться