Светлана Булаева: «Хотим сделать дачу Струковых культурным центром в Пушкино»
Фото: [Светлана Булаева, Антон Саков]
Светлана Александровна Булаева – художественный руководитель любительского театра «Классика» в Пушкино. В ушедшем 2018 году театру исполнилось десять лет. Спектакли «Классики» проходят в пушкинском доме культуры и на сцене старинного деревянного особняка – даче Струковых. В стенах исторического здания Светлана Александровна создает экспозицию «Пушкино театральное», организует фольклорные праздники и клубы-гостиные, чтобы привлечь внимание к даче Струковых – объекту культурного наследия, который требует восстановления.
– Сцена вашего театра и экспозиция «Пушкино театральное» разместилась на даче Струковых. Расскажите об этом историческом доме.
– Мы боролись за дачу Струковых с 1995 года, когда Олег Николаевич Бойко выяснил, что это одно из самых старых зданий в городе. Дом сдавался в эксплуатацию в 1878 году, и по весне мы отмечали его 140-летие. После того, как отсюда вывели вечернюю школу, мы стали просить, чтобы дом сделали музеем. К счастью, на слушаниях по дому нас поддержал на тот момент глава города Гулин Сергей Иванович. По плану историческое здание хотели снести и построить на его месте две семнадцатиэтажки, но на слушаниях люди проголосовали за то, чтобы оставить дачу Струковых как памятник. Областное Министерство культуры пошло нам навстречу и в 2014 году дало статус выявленного объекта культурного наследия. Сейчас оформляются документы на объект культурного наследия.
Здание имеет площадь больше 1000 квадратных метров. Предыдущая администрация требовала разъяснить, как такое большое здание будет использоваться. Мы предложили расширить за счет помещений дачи Струковых краеведческий музей города. В Пушкино жили многие известные люди, поэтому в доме можно запустить следующие краеведческие экспедиции: Пушкино театральное, Пушкино дачное, Пушкино купеческое, Пушкино литературное. У нас жили в разное время Гайдар, Новиков-Прибой, Пришвин, Кедрин, а непосредственно на даче Струковых – Паустовский, Николай Асеев и другие. Если здесь жил Паустовский, то должна быть и мемориальная комната писателя. Кроме того, в здании обосновалось пушкинское отделение ВООПИК, и его председатель Алла Алексеевна Громинова хочет создать экспозицию, посвященную защите природы.
– Театр «Классика» с самого начала обосновался на даче Струковых?
– Нет, наш театр базируется в доме культуры, а здесь мы находимся вынужденно, чтобы пространство не пропало и его в очередной раз не подожгли. Когда решали вопрос о будущем здания, мы стали его обживать. Кроме нас сюда пришли художники. Администрация ни копейки не вложила в ремонт дома. За счет основного музея оплачиваются коммунальные услуги, а все остальное – это добровольные пожертвования.
Экспозиция «Пушкино театральное» стала формироваться на базе материалов, которые предоставил Игорь Прокуронов. У него есть книга по МХАТу и по Летнему театру в Пушкино. Мы начали собирать старые афиши, фотографии актеров, которые выступали на сцене Летнего театра. Экспозиция состоит из трех частей: камерный театральный зал, костюмерно-гримерная комната и театральная гостиная, какие могли быть в купеческих домах меценатов в конце позапрошлого и начале прошлого века. В гримерной хранятся костюмы к нашим спектаклям. В театре сейчас тринадцать готовых постановок и еще две в выпуске. К каждому спектаклю я шью костюмы сама.
В театральной гостиной мы рассказываем об истории создание МХАТа, о первых репетициях, которые здесь проходили летом 1898 года, о Станиславском и актерах, игравших в Пушкино. Отдельный рассказ о любительском театре, который активно процветал в Пушкинском районе. Помимо театра под руководством Холмогорова на фабрике Арманд, свой театр был у пожарных, почтарей и многих других. Чехов вспоминал, что в Пушкино любители процветали как тараканы: лезли из любых щелей и замучили дачников своими постановками.
– Расскажите о праздниках, которые проходят в доме Струковых.
– Мы проводим пять фольклорных праздников: святки, масленицу, сороки, праздник русского пряника и осенины. Мы с Олегом Николаевичем Бойко выяснили, что в Талицах до революции производили талицкие баранки, которые даже представлялись на Нижегородской ярмарке. Раньше мимо Пушкино по знаменитой Троицкой дороге ездили богомольцы из Москвы в Сергиев Посад, поэтому здесь было много трактиров, пекли баранки, специфические калачи. Я нашла воспоминания о том, что в Пушкино пекли бездрожжевые белые пряники. Предположительно их производили купцы Яковлевы. Мы попытались реанимировать рецепт пряника, но при этом немного его модернизировали.
– Рецепт пушкинского пряника сохранился?
– Он сохранился в воспоминаниях людей. Напротив дома Струковых жила искусствовед Наталья Павловна Лапшинова, которая рассказывала, что ее бабушка работала кухаркой у господ и делала эти пряники. Полностью восстановить рецепт было невозможно, поэтому мы нашли подобный и назвали его «Пряник белый струковский». В июне 2018 года мы провели первый праздник пряника. Мы собираем на даче Струковых фольклорные коллективы, гусляров, балалаечников из музыкального училища. Стараемся привлекать людей на дачу Струковых, чтобы это место стало культурным центром Пушкино. В фестивалях участвуют те же самые актеры, что и в театре. В нашем коллективе больше пятидесяти человек и три возрастные группы: в старшую входят актеры от двадцати до семидесяти лет и выше, в среднюю – от восемнадцати до двадцати лет, а в младшую группу – от четырех с половиной до тринадцати лет.
– Каждая группа делает свои спектакли? Вы участвуете во всех постановках?
– Нет, у нас два режиссера Лариса Борисовна Деревенская и Максим Максимович Панарин, а я выступаю третьим режиссером, но в основном работаю с детьми как бывшая учительница. Максим Максимович – это наш главный режиссер, он работает со старшими. У нас в работе несколько спектаклей. К юбилею Филатова мы сделали «Любовь к трем апельсинам», а сейчас работаем над первой частью «Женитьбы Бальзаминова» – «Праздничный сон до обеда», «Провинциалкой» Тургенева, «Лекарем поневоле» Мольера. С детьми мы выпускаем «Чиполлино», а в работе у младшей группы сейчас психологическая драма про бездомных собак «До свидания, овраг» Константина Сергиенко.
В планах есть еще много интересного. Неподалеку от нас находится усадьба Станиславского – Любимовка. Там у Станиславского отдыхал в течение двух месяцев Антон Павлович Чехов с супругой и Вишневским. Именно в Любимовке у Чехова появился замысел создать пьесу «Вишневый сад». Мы не могли обойти этот факт стороной, поэтому у нас в репертуаре есть четыре чеховских вещи, объединенные сценарно. Первые два спектакля поставили по его ранним рассказам, которые мы объединили темой Пушкинского вокзала. Раньше вокзал был культурным центром дачной округи. Наш старый вокзал существует практически от момента основания Московской ярославской железной дороги. Мы назвали один из спектаклей «На дачу в Пушкино». Рассказы связали мизансценами, которые изображают то, что могло бы происходить на перроне или ресторане в ожидании поездов
Второй спектакль мы объединили темой посещения Чеховым Любимовки. Мы взяли чисто дачные рассказы: «Лошадиная фамилия», «Дачники», «Трагик поневоле», «Размазня» и добавили письма Чехова и Станиславского друг к другу. Кроме того, мы работали над двумя водевильными вещами, пьесами-шутками «Юбилей» и «Предложение». Сначала они шли отдельно, но так как пьесы маленькие по объему, по требованию публики мы их объединили в один спектакль, который называется «Сцены из губернской жизни». Четвертый спектакль по Чехову, который состоит из двух пьес-шуток «Предложение» и «Медведь», называется «Ах, любовь, любовь».
– Когда можно увидеть спектакли театра «Классика» на сцене?
– Один раз в месяц – это абсолютно точно. Основная сцена у нас находится в доме культуры, и мы стараемся, чтобы спектакль проходил в последнее воскресенье месяца. Если сцена в ДК занята, то показываем спектакль в доме Струковых. В 2018 году в связи с подготовкой к юбилею нашего театра мы показывали спектакль только один раз в месяц, а до этого ставили один спектакль в ДК, а один – в доме Струковых, и выходило два показа в месяц. Кроме этого, мы выезжаем в дома культуры, воинские части, школы, библиотеки, тесно сотрудничаем с библиотекой в Ашукино. Тяжело ставить два разных спектакля в месяц, поэтому мы от этой практики отказались и решили, что лучше один хороший спектакль, чем два посредственных.
У нас больше пятидесяти человек в коллективе, и каждый хочет реализовать себя, поэтому мы придумали и другие формы работы. Теперь у нас на базе театра созданы клубы-гостиные. У нас есть клуб авторской песни «Бригантина», который ведет Инна Васильевна Орлова. Уже было проведено семь заседаний клуба. Другой клуб – театральная гостиная «Вдохновение», в которой мы рассказываем о деятелях культуры, которые прославили наш район, и в целом о выдающихся актерах театра.
Замечательная певица Ирина Божедомова мечтала о том, чтобы сделать у нас музыкальный салон, но случилась трагедия: на Тургеневском концерте в Гнесинке у нее случился инсульт. Ирина скончалась в возрасте 47 лет. Мы сейчас воплотили ее мечту в реальность и запустили музыкальный салон «В гостях у Ирины Боссини». Ирина преподавала в Пражской консерватории, входила в жюри международных конкурсов, и поскольку фамилия Божедомова сложна для произношения, она взяла псевдоним Боссини.
Наконец, у нас есть поэтическое кафе «В гостях у Пегаса». Клуб ведет Татьяна Николаевна Дерр и Таисия Сорокина. В гостиной рассказывается о поэзии вообще и о тех поэтах, которые были связаны с нашим городом и районом. Мы уже провели вечера по Кедрину, Друниной, Римме Казаковой. Сейчас готовим вечер памяти замечательного поэта Александра Васильевича Исаева, который жил в нашем районе.
– Какое направление спектаклей для вас главное?
– Мы не случайно взяли название «Классика», потому что дети сейчас мало читают, а в Москву поехать на спектакль многим сложно. Мы решили положить в основу репертуара классические произведения школьной программы и рекомендованные Министерством просвещения. Классика – это основа, но иногда к нам приходят люди с новыми идеями. Например, к нам пришла Татьяна Николаевна и предложила малометражный спектакль «Дорогая Памела, или как пришить старушку» Джона Патрика. В спектакле участвует всего пять человек, и по форме он не особо вписывается в нашу концепцию. Однако по содержанию, отношению к человеку, идеалам любви к ближнему и теме победы добра над злом, этот спектакль оказался нам близок. Первый раз мы показали спектакль в доме Струковых, потом частями в библиотеках. Публика попросила, чтобы мы показали его полностью, и двадцать седьмого января мы его покажем на большой сцене.
– Театр «Классика» в 2018 году отметил десятилетие, а при каких обстоятельствах он появился?
– Когда-то на базе дома культуры в Пушкино был небольшой любительский коллектив, которым занимался Иван Александрович Заболотный. В 2005 году Иван Александрович скончался, и какое-то время на базе дома культуры вообще не было ни одного театрального коллектива. Две мои приятельницы Елена Львовна Пчеленкова и Мария Петровна Кико, которые играли у Ивана Александровича, решили реанимировать тот театр. Главой района тогда был Виктор Васильевич Лисин, и он вышел с инициативой к Министерству культуры Московской области, чтобы им разрешили создать коллектив на базе дома культуры. Мы начали собирать народ, хотя я тогда работала в школе, а в театре занималась только костюмами.
Из старого театра к нам пришли Коля Чертков, Люба Ермакова, Саша Зяблицын, Галя Бабочкина, Илья Балашов, Нина Лебедева, Лира Соловьева и другие. Мы стали готовить спектакль «Ночь перед Рождеством», которую начинал еще Иван Александрович. Потом поставили «Майскую ночь». В тот год как раз исполнялось двести лет со дня рождения Гоголя. Покойный Коля Булгаков мечтал поставить гоголевскую «Женитьбу», и он уговорил меня сыграть Феклу. Мы начали с ним репетировать, потом ввели спектакль в репертуар. Через два года Мария Петровна и Елена Львовна ушли на другие работы, и театр остался без опеки. С 2010 года я стала художественным руководителем.
– Как вы обучаете людей актерскому мастерству? На что ориентируетесь?
– В основном мастерство начало приходить благодаря Максиму Максимовичу Панарину. Он профессиональный режиссер и много с нами работает. Вообще наш театр задумывался как театр-клуб. В профессиональном театре роль давит на исполнителя, выставляются определенные требования, а у нас немного другой подход. Однако Максим Максимович работает над приобретением мастерства, поэтому каждая репетиция – это своеобразный мастер-класс. Из-за этого репетиции у нас долгие. Когда Максим Максимович работает с кем-то из актеров, все вынуждены смотреть за его работой. Он воодушевляет личным примером.
– Есть ли перспективы реставрации дома Струковых?
– Для этого нужны деньги. Экспертиза была проведена еще до того как дом стал музеем. Мы занимались этим с Олегом Николаевичем Бойко. Сейчас администрация требует, чтобы мы зарабатывали, но как на «убитом» здании можно заработать? Для начала надо хотя бы, как я говорю, построить «потемкинскую деревню», то есть привести дом в надлежащий вид, чтобы не стыдно было приглашать людей.