Рассказываем, как подмосковные врачи тренируются возвращать к жизни с помощью нового симуляционного комплекса НИКИ детства
Фото: [Сергей Хакимов/Подмосковье Сегодня ]
В минувшую пятницу Сергиево-Посадская детская поликлиника № 1 превратилась в учебный центр. В гости к педиатрам приехал передвижной учебно-симуляционный комплекс Научно-исследовательского клинического института детства Министерства здравоохранения Московской области. С помощью специального оборудования врачи оттачивали навыки по сердечно-легочной реанимации и учились бороться с профессиональным эмоциональным выгоранием. На занятиях побывали наши корреспонденты.
БЕРЕЧЬ РЁБРА
На вид малышу Джуниору не больше пяти. Он лежит, безвольно раскинув руки, и не дышит. Пульс не прощупывается.
– Приступаю, – педиатр Ольга кладет руки ему на грудь и начинает сердечно-легочную реанимацию. – Раз, два, три, четыре, пять...
Она считает до десяти, но эффекта нет, сердце не «запускается».
– Слишком медленно, ускорьте ритм, — подсказывает тренер НИКИ детства Карина Ковыгина.
Ольга зажимает ребенку нос, делает искусственный вдох и приступает к новой серии: раз, два, три четыре...
– Слабовато нажатие, чуть сильнее качайте, – рекомендует Карина. Педиатр слушается. – А теперь чересчур! Тише, тише, вы же не хотите сломать ему ребра?
Врач вытирает испарину и признается:
– Я просто боксом увлекаюсь, вначале боялась не рассчитать усилия, а потом увлеклась.
Это только в кино сердечно-легочная реанимация кажется делом несложным. На самом деле, чтобы «запустить» остановившийся «мотор», нужна четкая, выверенная последовательность действий – с нажатиями определенной силы, в нужной точке и с особой ритмичностью.
Еще недавно обучаться реанимации подмосковные врачи могли только теоретически. Теперь же к ним на помощь приходит малыш Джуниор – полноростовой манекен для обучения и отработки навыков базовой сердечно-легочной реанимации. Его и другое наглядное оборудование каждую неделю вывозят в разные больницы Московской области тренеры учебного центра НИКИ детства.
ПОЙМАТЬ РИТМ
В процессе реанимации ребенка есть масса нюансов, рассказывает Ковыгина.
«Во-первых, глубина компрессии при надавливании на грудь должна составлять 4–5 см, не более. Если качать слишком легко, эффекта не будет. Если переусердствовать, можно сломать ребра, мы не дадим грудной клетке расслабиться, не весь объем крови будет прокачивать», – поясняет специалист.
Малыш Джуниор только с виду почти как ребенок. Под мягкой силиконовой кожей скрываются датчики, которые по технологии обратной связи выводят на пульт важные данные. Тренер видит, с какой силой ученик производит компрессию, с какой частотой качает воздух, расслабляет ли он грудную клетку до конца и сколько воздуха поступает в легкие во время искусственного дыхания.
«Зачастую ученики не могут найти нужную точку компрессии и вместо сердца качают желудок. Конечно, эффекта от такой реанимации – никакого», – поясняет Карина.
Ну и последний нюанс – это ритм нажатий. Он должен быть не менее 100 в минуту.
«ЗАТУШИТЬ» ВЫГОРАНИЕ
Пока одни педиатры и медсестры тренируются возвращать к жизни сердце, в другом классе поликлиники проходит тренинг для докторов по профессиональному выгоранию. В просторной аудитории участковые педиатры и медсестры с помощью маркеров и доски облекают в образы свою эмоциональную усталость.
У кого-то выгорание проецируется в образ веселого чертика с красными глазами, у кого-то это персонажи из триллеров. Среди причин эмоционального истощения педиатры называют высокую нагрузку, переработки, нехватку времени на себя и добрых слов от пациентов.
«Очень сильно по эмоциональному фону педиатров ударила пандемия COVID-19, когда нагрузка на специалистов выросла в разы. При этом наши врачи – такие же люди, как все: они болеют, устают, с них никто не снимает домашних обязанностей. Стартовавшие тренинги по эмоциональному профвыгоранию как нельзя кстати сейчас – они учат педиатров преодолевать невзгоды и сохранять спокойствие», - рассказывает заведующая первым педиатрическим отделением детской поликлиники № 1 в Сергиевом Посаде Екатерина Логинова.
Старший преподаватель учебного центра НИКИ детства Евгений Лыков обучает врачей распознавать признаки выгорания, понимать их причины и снижать уровень эмоционального напряжения.
«Очень важно научиться не отрицать эмоции, но осознанно анализировать их. Ведь если ты долго находишься в состоянии стресса и вопросы не решаются, возможно, ты что-то делаешь не так. Возможно, нужно сделать паузу, остановиться и спросить себя: «А что сейчас со мной происходит?» – говорит Лыков.
Чтобы справиться с выгоранием, психологи НИКИ детства предлагают врачам специальные анкеты, методички, учат их упражнениям по нервно-мышечной релаксации и обязательно дают домашние задания. Как студенты справятся с ними и какие выводы сделают, станет ясно во время следующего выездного тренинга.
Нисо ОДИНАЕВА,
главный внештатный педиатр Министерства здравоохранения Московской области, директор Научно-исследовательского клинического института детства Минздрава Московской области:
– При запуске проекта «Наш участковый врач» мы много слышали от наших врачей, что одной из их проблем является эмоциональное выгорание. Именно поэтому в проекте мы задействовали психологов, которые помогают восстанавливаться нашим врачам. Только в первом цикле тренингов приняло участие 64 специалиста.