На фабрике в Софрино готовят сюрприз для Святейшего Патриарха
Фото: [Павел Попов / Подмосковье Сегодня]
Каждый рабочий день начинается здесь не с гудка, а с колокольного звона и молебна, который благодаря громкой связи слышен по всей территории завода. На несколько минут люди замирают, предаваясь каждый своим мыслям, чтобы потом с облегченной душой приступить к своим обязанностям. Раз в неделю, по четвергам, все сотрудники одного из 12 цехов предприятия приходят в храм на литургию. Иначе и быть не может. Ведь мы на территории уникального в России и мире Художественно-производственного предприятия «Софрино», расположенного в Пушкинском районе Подмосковья.
Оба храма на территории предприятия расписаны здешними мастерами. И в каждом из них во время богослужения совершается прошение о людях, которые этот храм украсили. К слову, мне всегда казалось, что церковную утварь создают люди со специальным образованием. Ан нет. При том, что образование в ХПП «Софрино» приветствуется, оно тем не менее не является обязательным условием при приеме на работу. Многие именно здесь получают профессию, приобретают навыки, которые позволяют им стать мастерами своего дела.
Профессионального образования требует разве что иконописное мастерство. Но поскольку любое творчество не исключает таланта, есть на заводе два иконописца, о которых ходят легенды. Два брата-близнеца Игорь и Олег Бабкины, не имеющие художественного образования, пишут потрясающие иконы. Причем по древним технологиям и в традиционных техниках: живопись маслом (академическое письмо) и темперными красками (византийское письмо).
Работать на этом предприятии исключительно ради денег нельзя. Требуются высокий смысл и огромное чувство ответственности. Каждый вновь сюда поступающий проходит собеседование. Потому что работа эта - церковное служение, которое должно совершаться благоговейно, с особым усердием, пониманием того, что труд свершается не просто для вознаграждения, а для славы святой церкви и спасения души самого мастера. И если этого не понимать и не принимать - делать здесь нечего.
Один такой
История развития «Софрино» связана с именем Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена (1910 – 1990), памятник которому стоит при входе на предприятие. Он долго вынашивал идею создания церковного предприятия - самостоятельного, большого, где можно было бы изготавливать церковную утварь.
В 1974 году рядом с поселком Софрино выделили четыре гектара земли на месте отработанных карьеров кирпичного завода. Шесть лет спустя, в 1980 году, здесь освятили храм и начали работу. Сегодня предприятие занимает 32 гектара, а количество работающих выросло с 500 до более 2500.
Уникальность предприятия в том, что это в первую очередь церковное предприятие. Управляет им Священный синод Русской православной церкви во главе со Святейшим Патриархом. Директор предприятия Евгений Пархаев контролирует производственную деятельность, руководит каждым рабочим днем. И на все свои начинания испрашивает благословение у Святейшего Патриарха, который внимательно следит за тем, что здесь происходит.
Икона в 8,5 лет
На софринском предприятии все уникально. В какой цех ни зайдешь – изумление, восторг, художественное откровение.
Где можно писать икону 8,5 лет?!
Здесь - можно!
Потому как икона эта непростая, на ней изображены все святые, память о которых празднуется церковью за весь годичный цикл. Таким образом, 58 икон, 58 святых собраны в единый ансамбль. Его писал один человек, чтобы были они «единообразны, выполнены в одном стиле, одной рукой, и представляли собой единое целое». Раз в три месяца мастер сдавал одну готовую работу, которую обсуждали на художественном совете, вносили коррективы. Затем он поправлял недочеты и приступал чудодействовать над следующей иконой. Оригинал этой иконы находится в музее предприятия, для храмов делали фотографические копии с оригинала.
Портрет Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II – от начала до конца ручная вышивка. Никакой автомат, никакая машинка с такой работой не справятся. Полгода две мастерицы «колдовали» над ним, стежок за стежком продвигаясь к результату. Глядя на портрет, ни за что не догадаетесь, что он вышит нитками. Лишь при ближайшем рассмотрении, и то с помощью рук, которые невольно тянутся потрогать атласную поверхность, понимаешь, что тебя не обманули. Что волшебные руки вышивальщиц каждому стежку сообщили не только свою теплоту, но и биение сердца, настроенного на любовь.
Где тонко, там и рвется
Как определить степень дарования, какие слова придумать для тех, кто в древней технике канители исполняет богослужебные покровы? Это сегодня слово «канитель» приобрело негативный оттенок. А в древние времена смысл крылся в названии ручной вышивки, что выполняется тончайшей нитью, на которую нанизывают блестки разной фактуры – кружочки, квадратики, металлические конфетти. В результате появляется сочная, объемная вышивка, где традиционно используют жемчуг и поделочные камни. Но нитка тонкая, часто рвется, блестки разлетаются по всей рабочей поверхности. Чтобы закончить какой-то сегмент, приходится мастерице все эти блестки собирать и вновь накалывать на нитку. Так что работа эта действительно канительная, на нее уходит шесть месяцев работы - полгода жизни. И выполняет ее всегда от начала и до конца один человек.
Работают мастерицы с различными нитями. Каждая из нитей имеет свой тональный номер и подбирается очень тщательно. Как у художника есть палитра красок, так у вышивальщицы – палитра ниток. С ее помощью она «колдует» над каждым рисунком. Сейчас (рассказываем по секрету!) мастерицы вышивают облачение ко дню рождения Святейшего Патриарха Кирилла.
За годы работы ХПП «Софрино» все его изделия приобрели узнаваемый софринский стиль. И дело не только в технике, а в том высоком смысле, который заложен в каждой произведенной здесь вещи, по большому счету, являющейся произведением искусства. Кто не знает: в каждой церковной утвари, выходящей из стен ХПП, как минимум 70 процентов ручного труда.
- Церковные вещи не могут быть изготовлены бездушным автоматом. Они обязательно должны иметь в своем изготовлении участие человека, его внимание, мысль, сердце, душу, - подчеркивает директор предприятия Евгений Пархаев.
В период перестройки второй половины 1980-х годов, когда в стране было туго во всех отношениях, в ювелирной мастерской «Софрино» трудились мастера Тульского оружейного завода. Украшали эксклюзивное подарочное оружие для подарочного фонда руководителей страны. Возвращались мастера домой неохотно – в «Софрино» им была предоставлена уникальная возможность для творчества.
Вторая жизнь
На предприятие частенько поступают старинные церковные изделия в плачевном состоянии. Их приносят сюда как частные лица, так и священнослужители. В «Софрино» их восстанавливают, если даже вещь испорчена до дыр. Процесс реставрации трудоемкий, продолжается не один месяц со строгим соблюдением всех технологий, так как от качества работы зависит дальнейший срок жизни изделия. Поразило, что здешние реставраторы восстанавливают иконы (даже бумажные), которые были написаны 150 - 200 лет назад. И выглядят они после реставрации, как новые.
- Когда пришел служить сюда более 10 лет назад, не сразу привык к иконам новодельного храма. Но, ежедневно молясь, скоро почувствовал, что у него с иконами особенная связь, особые отношения. Вывод: не важно, сколько иконам лет, важна вот эта взаимосвязь, - отвечает референт директора предприятия отец Валерий на замечание, что от старых, намоленных икон исходит совершенно иное ощущение.