Апостол Алтая в Котельниках
Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]
В церкви Казанской Божией Матери в Котельниках особо почитают миссионера, московского митрополита Макария Невского. Пятьдесят лет святитель проповедовал христианство среди народов Алтая, но последние годы жизни провел в Москве и Подмосковье. После революции 1917 года митрополит стал изгнанником в Николо-Угрешском монастыре. Последний год девяностолетний старец провел в подмосковных Котельниках. В 1926 году святитель Макарий скончался, его похоронили у алтаря местной Казанской церкви.
Первые русские миссионеры жили еще в эпоху преподобного Сергия Радонежского. Можно вспомнить святителя Стефана Великопермского – просветителя народа коми, создателя зырянской азбуки и переводчика на местный язык первых церковных книг. Русского миссионера и в XV, и в XIXстолетии ждали испытания. Макарий Невский вспоминал быт проповедника: «Мы не говорим о трудностях миссионерских путешествий, которые доводятся…нередко пешком, на лыжах, часто верхом, на лодке под дождем, иногда в снежную метель». Жители городов определяли миссионера по убогой одежде: «на подоле рукава дырявые, сапоги таковые же». Питание было скудное: «Утром – чай с сухарями, вечером опять чай с сухарями, иногда, для разнообразия, с толокном». Судьба миссионера обещала одни трудности: жизнь в диких уголках страны, в суровом климате, часто среди враждебного туземного населения.
Вторая половина XIX и начало XXвека стали временем оживления миссионерской работы православной церкви среди коренных народов Сибири и Дальнего Востока. Некоторые православные проповедники шагнули за пределы Российской империи. Например, святители Иннокентий Вениаминов и Тихон Белавин – ставший в 1918 году патриархом Московским – вели проповедь на Аляске, в Канаде и Соединенных Штатах. Другой святитель, Николай Касаткин проповедовал православие в Японии. В этот же период Макарий Невский пошел с проповедью в аилы – полукочевые алтайские селения.
Будущий «апостол Алтая» был шестым ребенком в бедной семье сельского дьячка Владимирской губернии. Епископ Арсений Жадановский записал такие воспоминания святителя Макария о детстве: «Посмотрел он на двор, обнесенный оградой, где рос клевер, и вспомнил, как, будучи ребенком, набивал себе от голода рот «кашкой» – цветами». Бедность подтолкнула семью переехать в Сибирь, где отец рассчитывал получить место церковнослужителя. Михаил – так звали Макария в миру – выучился в Томской семинарии. Там он получил прозвище Невский, ставшее его фамилией. Способный ученик мог поступать в академию, но карьере ученого предпочел судьбу миссионера.
В 1855 году Макарий Невский прибыл на Алтай, где уже существовала миссия с миссионерским училищем в Улалу – нынешнем Горно-Алтайске. Ее основал тезка и предшественник святителя архимандрит Макарий Глухарев. Однако крещеного населения в округе почти не было.
Макарий Невский стал изучать алтайский язык. В 1860- х годах миссионер жил некоторое время в Петербурге и Казани. Там он сблизился с известным тюркологом, востоковедом Николаем Ильминским, который разработал собственную миссионерскую систему обучения крещеных татар и создал особый алфавит для тюркоязычных народов на основе кириллицы. Макарий воспользовался опытом крещено-татарских школ в Казани и создал в Чопоше подобное училище для алтайцев. Макарий перевел главные богослужебные и библейские книги на телеутское наречие. Помощь в переводах ему оказал алтаец-священник Михаил Чевалков.
Пятьдесят лет Макарий посвятил проповеди среди алтайцев, но в 1912 в судьбе пожилого миссионера случился неожиданный поворот. Церковное руководство и раньше несколько раз переводило Макария в разные места и города Алтая и Сибири: из Чопоши в Улалу, затем в Бийск и Томск, где он занимал епископские кафедры. Император Николай IIпожелал назначить Макария митрополитом в Москву.
Московский период для Макария Невского стал большим испытанием. Его не приняло московское духовенство и часть верующих. «Москва должна была бы радоваться назначению такого светильника, но она, к сожалению, не познала его. Гордые, обольщенные своим образованием современники не оценили просветительской деятельности митрополита Макария», – писал епископ Арсений Жадановский. «Какой старый и непредставительный митрополит. Не в столице ему быть», – говорили москвичи. Среди его собратьев-епископов ходили нелепые слухи о том, что алтайского миссионера назначили митрополитом в Москву по прихоти Григория Распутина.
В феврале 1917 года Макария силой заставили написать отречение от столичной кафедры. Митрополит-миссионер свидетельствовал, что князь Львов из Временного правительства лично приезжал к нему на архиерейское подворье в Санкт-Петербурге и обещал «сгноить» в тюрьме, если «распутинец» не напишет письмо с отказом от духовной власти. Вскоре святителя Макария отправили в заточение в Николо-Угрешский монастырь. Там он провел восемь лет, пока эту обитель не закрыла советская власть.
Митрополит Макарий поселился в подмосковном селе Котельники. Арсений Жадановский вспоминал: «Когда перевозили святителя из Угреши в Котельники, он увидел, что выносят на подводу и его гроб, и заметил: «А вот и он едет с нами, это хорошо. Ничего не надо человеку, кроме такого гробика, а мы все суетимся». В 1926 году святитель, заслуживший любовь тысяч алтайцев, но отвергнутый в столице, скончался в Котельниках. Он был погребен на погосте Казанской церкви.
В 1957 году патриарх Алексий Iинициировал перенос праха митрополита Макария Невского в Троице-Сергиеву лавру, потому что Казанский храм в Котельниках был в то время закрыт и осквернен. Главы были разобраны, в верхнем ярусе колокольни установили резервуар с водой, в алтаре был устроен гараж и авторемонтная мастерская. В 2000 году митрополит Макарий Невский был прославлен в лике святых. В августе 2016 года гроб святителя вновь отправился в дорогу: мощи перевезли в Горно-Алтайск к местам главного служения миссионера. В Котельниках у Казанской церкви теперь установлен поклонный крест в память о святителе.