Библейский фриз храма в Царево
Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]
Церковь Николая Чудотворца стоит в селе Царево недалеко от города Красноармейска. Ее возвели в начале XIXвека в стиле русской готики. Храм действовал в советские годы, поэтому сохранил старые иконы, включая почитаемый образ святителя Николая. Сохранился и уникальный для Подмосковья настенный каменный фриз со сценами из Библии. В этой статье мы рассмотрим, каким темам скульптор Гавриил Тихонович Замараев посвятил барельефы храма в Царево.
Авраам, Исаак, Иаков и Соломоново решение
На сайте прихода Никольского храма в Царево указано: «фигуры фриза изображают различные сцены из Евангелия». На самом деле семь из двадцати четырех барельефов посвящены сценам Ветхого Завета. Четыре из них образуют цепочку сюжетов об Аврааме, его сыне Исааке и внуке Иакове.
Барельефы «Гостеприимство Авраама» и «Жертвоприношение Исаака» располагаются в разных частях фриза, но близки по содержанию. На барельефе «Гостеприимство Авраама» изображены три ангела за столом и стоящий на коленях старец. Видение Аврааму в дубраве Мамре описано в 18 главе книги Бытия. Авраам сидел у шатра во время зноя и увидел перед собой трех странников. Он поклонился им до земли и предложил омыть ноги, поесть и отдохнуть под дубом. За трапезой один из ангелов предрек, что у престарелых и бездетных Авраама и Сарры родится сын Исаак. Эти слова рассмешили Сарру, но ангел подтвердил, что от Исаака «произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли».
Барельеф «Жертвоприношение Исаака» иллюстрирует историю из 22 главы книги Бытия. Обещание Господа сбылось – у Авраама и Сарры родился сын Исаак. Мальчик подрос, и Авраам получил от Бога страшное повеление принести единственного и любимого сына в жертву. Авраам послушался: взял нож, наколол дров для огня, оседлал осла и направился с мальчиком к горе для жертвоприношения. Когда Авраам уже разложил дрова, связал сына и хотел умертвить, ему явился ангел и велел опустить нож. Жертвоприношение не состоялось, но за доверие Богу Авраам услышал от ангела благословение: «умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря… и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушал гласа Моего».
Следующие два барельефа «Благословение Исааком Иакова» и «Бегство Иакова в Харран» продолжают иллюстрировать повествование из книги Бытия. На первом изображен состарившийся Исаак с женой Ревеккой, а перед ним склонился их младший сын Иаков. Перед смертью Исаак захотел благословить старшего сына Исава, но сначала велел ему поймать дичи и приготовить поесть. Когда Исав ушел на охоту, Ревекка подговорила второго сына надеть одежду старшего брата и хитростью получить благословение отца. Исаак в старости ослеп, поэтому его можно было легко обмануть. Иаков вошел в шатер к отцу, представился Исавом и предложил кушанье. Исаак благословил Иакова, думая, что это старший сын Исав.
На следующем барельефе изображено «Бегство Иакова в Харран». Исав вернулся с охоты и выяснил, что брат Иаков обманом получил отцовское благословение, пока его не было. Престарелый Исаак тоже понял ошибку, но, несмотря на уговоры Исава, не стал менять благословение. С тех пор Исав возненавидел младшего брата и решил его убить. Узнав об этом, Ревекка велела Иакову бежать в землю Харран, пока не пройдет гнев брата.
Еще один интересный сюжет из Ветхого Завета «Соломоново решение» расположен на части фриза алтарного выступа. История содержится в третьей главе 3-й книги Царств. Две женщины родили сыновей в одном доме и в одно время. Первая случайно удавила во сне новорожденного и ночью подменила его, взяв у соседки живого. Утром обе женщины пришли на суд к царю Соломону, и каждая утверждала, что живой ребенок ее, а мертвый – соседки. Царь велел стражнику взять меч и разрубить живого младенца пополам, чтобы отдать каждой по половине. Услышав о таком решении Соломона, одна женщина стала умолять не рубить ребенка и согласилась оставить его соседке, а другая заговорила: «пусть же не будет ни мне, ни тебе, рубите». Так царь определил настоящую мать, и велел отдать ребенка той, что согласилась оставить сына сопернице.
Евангельские сцены: страдания и воскресение Христа
Барельефы на евангельские сюжеты длиннее и больше по числу персонажей в сравнении с ветхозаветными сценами. Здесь число героев доходит до шестнадцати, а ветхозаветные сцены часто ограничиваются тремя фигурами. Кроме того, барельефы на тему Евангелия расположены в более значимых и видных местах церкви: у входа, на выступах и у алтаря. Почти все посвящены теме казни и воскресения Христа или событиям, которые этому предшествовали.
Слева и справа от входа на выступах боковых приделов расположены два больших барельефа «Суд у Пилата» и «Несение креста». На барельефе «Суд у Пилата» изображено двенадцать фигур. Связанный солдатами Иисус Христос смотрит в сторону судьи, которому слуга льет из кувшина воду на руки. Пилат не нашел вины Иисуса, но отдал на казнь по требованию толпы. Он умыл руки, показывая народу, что не хотел смерти праведника. На барельефе «Несение креста» помещено шестнадцать фигур. Воины заставили случайного прохожего по имени Симон Киринеянин нести крест Иисуса.
Над входом в храм и со стороны алтаря расположены два одинаковых барельефа с «Тайной вечерей». Это была последняя трапеза Иисуса Христа с учениками перед взятием под стражу. На боковой стене между приделом и основной частью храма есть еще одна композиция, напоминающая «Тайную вечерю». Рассадка за столом и повороты фигур апостолов будто повторяют барельеф «Тайная вечеря», но есть важное отличие. У ног Иисуса склонилась женщина с кувшином в руках. Она помазывает его ноги драгоценным миром. Помазание ног Иисуса произошло в доме Симона прокаженного в Вифании незадолго до ареста и казни. Некоторые ученики осудили расточительный поступок женщины, потратившей дорогое миро, но Иисус ответил: «она доброе дело сделала для меня… приготовила меня к погребению». В то время в Палестине умерших растирали благовонными маслами.
Дважды на фризе у алтарной части повторена сцена «Уверение Фомы». Среди двенадцати апостолов и жен-мироносиц стоит воскресший Иисус со знаменем в руке. Апостол Фома не поверил рассказам женщин и других апостолов о том, что после смерти на кресте Иисус являлся живым, а в гробе не нашли тела. Он сказал: «Если не увижу на руках его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра его, не поверю». На барельефе изображена сцена, когда Иисус взял руку Фомы и поднес ее к своей ране от удара копья римского солдата.
Среди двадцати четырех частей фриза есть не только сложные композиции, но и одиночные фигуры. С четырех сторон основного объема храма помещены апостолы и евангелисты Иоанн, Лука, Матфей и Марк. Над входом справа и слева от барельефа «Тайная вечеря» изображены архангелы Михаил и Гавриил. Один держит в руках скрижали с десятью заповедями, а дугой – крест и книгу.