Боголюбская киновия в Сергиевом Посаде
Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]
Слово «киновия» в переводе с греческого языка буквально означает «общежитие». Боголюбская киновия вместе с Гефсиманским и Черниговским скитами, Вифанией митрополита Платона и пустынью Параклита составляли ожерелье общежительных монастырей, возникших вокруг Троице-Сергиевой лавры в XIX столетии. Основателем киновии был старец Филипп – блаженный Филиппушка. В 1859 году святитель Филарет (Дроздов) освятил возле его лесной келии каменную двухэтажную церковь Боголюбской иконы Божией Матери, построенную на средства московской купчихи Матроны Логиновой. До революции киновия играла роль скита при монастырском кладбище Троицкой лавры.
Писатель и журналист С. А. Кельцев в очерке 1882 года о жизни блаженного Филиппушки писал: «Помолившись в Лавре, поклонившись мощам преподобного Сергия, каждый считает своим долгом посетить и новейшие, под кровом преподобного Сергия создавшиеся в последнее полустолетие <…> в двух верстах от Лавры обители: Гефсиманский скит с его Пещерною обителью и Киновиею Боголюбивой Богоматери».
В конце XIX и начале XX века паломники имели обычай поклониться чудотворной Черниговской иконе Божией Матери в Гефсиманском скиту, а после пройти несколько десятков метров к уединенной Боголюбской киновии, чтобы отслужить панихиду по ее основателе схимонахе Филиппе. До революции гроб подвижника находился в нижнем храме киновии.
Блаженный Филипп родился в семье крестьянина деревни Стряпковой Вязниковского уезда Владимирской губернии Андрея Хорева. До принятия на себя подвига юродства, а затем и иночества, Филипп был дважды женат и имел трех сыновей и двух дочерей. Семейство Хоревых отличалось набожностью и благочестием. Старший брат схимонаха Филиппа Федор Андреевич Хорев, а также сыновья самого Филиппа – Галактион, Прокопий и Лазарь – подвизались в основанной им Боголюбской киновии. Дочь Синклития была послушницей в московском Алексеевском монастыре, вторая дочь Варвара более двадцати лет несла послушание в Хотьковской женской обители, а невестка Епистимия – в Зосимовой пустыни Подольского уезда.
Схимонах Филипп с сыновьями на фоне Боголюбской киновии
Поворотным моментом в судьбе Филиппа стало его первое пешее путешествие. В один из летних дней родные ушли в поле на работы, условившись, что тот позднее приготовит и принесет обед. Однако блаженный этого не исполнил, а ушел из дома и пять дней странствовать в пустынных местах почти за сорок верст от своей деревни. Филипп вернулся из своего загадочного похода изнуренным, полураздетым и босым. О том, где он был, Филипп не говорил родным ни слова. С того времени Филипп сильно изменился: стал молчаливым, постоянно постился и не желал носить верхнюю одежду даже в непогоду. Биограф блаженного писал: «Прежнего Филиппа как бы не бывало».
Прежде чем стать иноком в Троице-Сергиевом монастыре, блаженный Филиппушка провел более десяти лет в подвиге юродства и странничества, пешком исходив Нижегородскую, Владимирскую, Московскую, Тульскую, Калужскую, частично Орловскую, Курскую и Киевскую губернии.
Юродство божьего странника, его непонятные речи часто были причинами не только насмешек и побоев, но и арестов полицией. Исследователь суеверий и бродяжничества Иван Прыжов даже включил блаженного Филиппушку в свой сборник московских лже-юродивых и лже-пророков. Вот что он писал: «Бегал в Москве известный Филиппушка с огромной палкой, на которой сидел литой медный голубь, самая же палка была весом около пуда; в другой руке у него был колокольчик, и он в него звонил. Одежда у него была полумонашеская. За Филиппушкой постоянно бегала толпа женщин и мальчишек; первым он говорил разные непонятные речи, а вторым кидал деньги и пряники, и всех поздравлял с ангелом».
Действительно, в те времена по городам слонялось множество бродяг, сектантов и обманщиков, выдававших себя за пророков. Они пользовались необразованностью толпы и суеверием богатых купцов. Но блаженный Филиппушка нашел надежного защитника и свидетеля своей праведности в лице одного из образованнейших иерархов того времени – московского митрополита Филарета (Дроздова). В 1847 году святитель Филарет, которого Филипп называл «белым ангелом», предложил блаженному пожить в Троице-Сергиевой лавре.
На первой встрече с наместником лавры архимандритом Антонием (Медведевым) Филипп в своей иносказательной манере говорил так: «Походил, сокола половил…Вот я и пришел сокола ловить у Сергия под крылышком». Однако в самой лавре блаженный пробыл недолго. В 1850 году с благословения владыки Филарета Филипп был зачислен послушником в основанный в двух верстах от лавры Гефсиманский скит.
Через несколько лет Филипп был пострижен наместником лавры Антонием в монашество с именем Филарет. С этого времени блаженный оставил свой посох с голубем, облачился в монашеские одежды и перестал ходить босым. Скоро он попросил у монастырского начальства еще большего уединения и стал рыть «погребок» в лесу рядом с Гефсиманским скитом. Со временем этот «погребок» превратился в настоящую пещерную обитель с подземной церковью Архангела Михаила. Там и желал бы закончить свою жизнь инок Филарет – блаженный Филиппушка, но Богу было угодно, чтобы он основал новую пустынь – Боголюбскую киновию.
Черниговский скит – пещерное отделение Гефсиманского скита
Филипп не смог ужиться вместе с иноками своего скита. Один из монахов, испытывая зависть к Филиппу за то, что к нему приходят многие паломники за наставлением, стал писать наместнику Троицкой лавры анонимные письма с вымышленными обвинениями на старца. Из-за неприязни, которую испытывали к Филиппу и другие собратья по скиту, наместник благословил блаженному выбрать в окрестных лесах себе новое место для келии.
Однажды, прогуливаясь в ближних к Гефсиманскому скиту лесах, Филипп отметил высокий пригорок, спускавшийся обрывом к пруду. С этого возвышенного места были хорошо видны вдали купола Троице-Сергиевой лавры и пещеры Гефсимании. Отец наместник, который, как и святитель Филарет, во всем покровительствовал подвижнику, разрешил Филиппу устроить там себе келию и поселиться вместе с тремя сыновьями.
Вид Боголюбской киновии в 1875 году
Вскоре на новом месте появилась небольшая моленная. В 1857 году чтившая старца Филиппа московская купчиха Матрона Ивановна Логинова обратилась к церковным властям за разрешением построить каменный храм. В 1858 году была построена часовня, а через год – полноценная двухэтажная церковь Боголюбской иконы Божией Матери с нижним храмом в честь преподобной Матроны и мученицы Капитолины. Имена этих довольно редких святых носили купчиха Логинова и ее дочь. Рядом с новой церковью вскоре были построены жилые монашеские корпуса, где поселились несколько послушников. Так рядом с пещерами Гефсиманского скита была основана новая обитель – Боголюбская киновия.
В 1863 году блаженный Филипп сильно заболел. Он принял схиму, готовясь к кончине, но по воле Божией, выздоровел. Только что вставшего с одра болезни схимника ждало новое испытание – завистники пустили слух, что в киновии старец тайно руководил изготовлением фальшивых кредитных билетов. В обители Филиппа был проведен обыск, но подтверждения слухам не нашли. Во избежание дальнейших неурядиц Филипп на время был вынужден покинуть свою келию в Боголюбской киновии.
Отсутствие инока дало повод некоторым считать, что его отправили под арест, но на самом деле он побывал в Московском Симоновом монастыре, в Богородичном монастыре Тулы, наконец, в Введенской пустыни под Покровом. Однако ни в одном из этих мест не захотел схимонах Филипп найти себе приют – всей душой он стремился вернуться в киновию. В октябре 1868 года вместе с сыновьями он получил разрешение возвратиться в Боголюбскую обитель. Меньше чем через год схимонах Филипп скончался в возрасте 66 лет, приняв последнее причастие из рук сына иеромонаха Прокопия. Блаженный был погребен архимандритом Антонием (Медведевым) в нижнем храме киновии за правым клиросом.
После кончины Филиппа киновию возглавил его сын иеромонах Галактион, который во всем хранил порядки отца. В конце XIX столетия в обители проживало уже около тридцати монахов.
В 1920-х годах Боголюбская обитель была закрыта. В верхнем храме разместили швейную фабрику, а в нижнем – бойлерную. В начале 1990-х годов в бывшей киновии были обретены мощи схимонаха Филиппа. Его гроб был перенесен в Иверскую часовню пещерного отделения Черниговского скита, где пребывают до настоящего времени. Боголюбская церковь была восстановлена и освящена только в 2019 году, причем нижний храм получил новое посвящение в честь благоверного князя Игоря Черниговского.