Царе-Константиновская церковь в Верее
Фото: [Антон Саков / Подмосковье Сегодня]
С Вереей – небольшим подмосковным городом – связаны судьбы сразу двух великих подвижников XXвека: московского старца Алексия Мечева, скончавшегося здесь в доме дочери в 1923 году, и священномученика Илариона (Троицкого) архиепископа Верейского – известного церковного деятеля и богослова. Правда, связь последнего с Вереей была больше духовной, чем физической: почти все время владыка проводил либо в Москве, либо в тюрьмах и лагерях. Тем не менее, верующие считают священномученика Илариона небесным покровителем города. Икону и стенды с житием святого можно увидеть в храме равноапостольных Константина и Елены – одной из «купеческих» церквей Вереи конца XVIIIстолетия.
Первое документальное упоминание церкви свв. Константина и Елены на посаде города Вереи относится к 1686 году. Церковь, как указано у В.И. Холмогорова, «построили вереичи посадские люди Евстигней Самойлов с товарищи на пустовой Царя-Константиновской земле». Из упоминания «Царя-Константиновской земли» ясно, что деревянная церковь существовала на этом месте и раньше, но, вероятно, была уничтожена в Смутное время.
В 1732 году верейский купец Василий Гаврилович Жуков по обету и для поминовения усопших родителей намеревался построить в Царе-Константиновском приходе вторую деревянную церковь для богослужений в зимнее время. Для этого он выкупил сруб старой церкви, стоявшей на территории собора Рождества Христова, и велел сложить из него теплую церковь во имя Живоначальной Троицы с приделом архангела Гавриила (в память о покойном отце).
В 1798 году был построен сохранившийся до нашего времени каменный Царе-Константиновский храм. Главными жертвователями новой церкви стали верейские купцы 1-й гильдии братья Герасим и Андрей Прокофьевичи Занегины и сыновья их третьего брата Алексея – Илья и Алексей. В ризнице Царе-Константиновского храма до революции хранился богатый дар семьи храмоздателей Занегиных – серебряный крест на цепочке, украшенный изумрудами и алмазами.
Позже в 1836 году один из отпрысков верейской купеческой фамилии Занегиных построил в селе Красном под Боровском (в 25 километрах от Вереи) одну из первых в округе бумагопрядильных фабрик. Его предприятие уже спустя год после основания попало в «Указание важнейших примечательностей на пути Его императорского Высочества государя наследника Цесаревича». Вот что было сказано в этом сочинении: «Боровский уезд не отличается хлебородием… есть также в уезде несколько заводов, и фабрики… все незначительны, но бумагопрядильная купца Занегина приносит более 100 т.р. доходу».
Почти все сохранившиеся храмы посадской части Вереи были построены на купеческие деньги в конце XVIIIстолетия. Купечество было ведущим сословием в небольшом городе и в XIXвеке, причем многие из торговых людей принадлежали к числу старообрядцев. Интересно, что в 1814 году, еще задолго до принятия законов о веротерпимости в Российской империи, в Верее был построен Покровский старообрядческий храм, правда, без внешних атрибутов религиозной постройки (община эта не была уничтожена в советские годы и существует до сих пор). Вот как описывал Верею в своих «Подмосковных дорожных заметках» 1862 года С.А. Яковлев: «В самом городе, сколько я мог заметить, также мало жизни, движения, хотя население достаточное, в особенности довольно богатого купечества… Большая часть купечества – раскольники, и этим отчасти объясняется их уединенная жизнь. Говорят, что здесь в одной семье случается встретить несколько различных сект раскола; в соседнем городе, Боровске, раскол развит еще сильнее… Город оживляется только вечером, когда местные жители выходят на прогулку к собору, выстроенному чуть ли не в память 1812 года».
Один из самых почитаемых святых XXвека из числа новомучеников и исповедников российских – архиепископ Иларион (в миру Владимир Алексеевич Троицкий) – носил в своем церковном титуле имя подмосковной Вереи. 25 мая 1920 года молодой архимандрит, богослов и профессор Московской Духовной Академии Иларион был возведен в сан архиепископа Верейского. Однако эта церковная должность была «титулярной»: на самом деле архиепископы «Верейские» жили и работали в Москве. Иларион стал правой рукой избранного в 1918 году патриарха Тихона, помогал первосвятителю управлять всей Московской епархией. Возможно, священномученик Иларион и приезжал в Верею по приглашению священника Ильинской церкви Петра Пушкинского (позже принявшего мученическую кончину), но он не мог бывать здесь регулярно. Была для этого еще одна причина: в 1920-е годы большую часть своего служения в сане викарного архиепископа святитель провел не у алтаря, а в ссылках, тюрьмах и лагерях.
Владыка Иларион связан с Подмосковьем не только по своему титулу архиепископа Верейского. Он родился в селе Липицы Серпуховского района (до революции Липицы относились к Каширскому уезду Тульской губернии). В книге «Письма о Западе», в главе «Письмо седьмое. На Рейне», будущий священномученик Иларион так вспоминал родные подмосковные места: «С детства привык я, мой милый Друг, видеть такую именно картину на своей родине, на берегах родной Оки. Выйдешь у нас в Липицах на горку позади села, посмотришь на долину Оки – верст на сорок видно вдаль. Только в ближайших деревнях своего и соседнего прихода разбираешь отдельные дома, а дальше заметны лишь здания Божьих храмов: красная тешиловская церковь, белая церковь в Лужках, в Пущине, в Тульчине, а на горизонте в тумане высятся каширские колокольни… Вспомнишь, милый мой, эту родную картину – и не так уж обидно сознавать, что берега наших русских рек скромнее берегов немецкой реки».
Несмотря на номинальный статус архиепископа Верейского, священномученика Илариона (Троицкого) почитают как небесного покровителя города. Едва ли не в каждом храме Вереи есть его икона, а в соборе Рождества Христова один из нижних приделов освящен в честь этого знакового подвижника XXвека. Не исключение и Царе-Константиновский храм, где жизнеописание Илариона (Троицкого) вывешено на специальных стендах внутри церкви.