Церковь Красюковки и старец Варнава

Антон Саков / Подмосковье сегодня

Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]

Церковь Архангела Михаила в районе Красюковки Сергиева Посада была построена в начале XXвека. В 1919 году в храме отпевали писателя и философа Василия Розанова, поселившегося в конце жизни в этой части города. Возведение церкви благословил знаменитый старец Варнава из Гефсиманского скита. Этот Сергиево-Посадский старец имел всероссийскую известность.

«Церковь-башня»

От Троице-Сергиевой лавры до Красюковки идти 15-20 минут пешком. В этом неприметном месте города с маленькими деревянными домами не ощущается суеты туристического центра. Название район получил по фамилии Михаила Николаевича Красюка. Этот человек возглавлял в начале XX века благотворительное общество «Братство во имя преподобных Сергия и Никона». Выкупив землю, Красюк построил дачи, а вырученные от аренды домов средства шли в казну братства.

Рядом с железной дорогой Красюк возвел кирпичную церковь в честь своего небесного покровителя – Архангела Михаила. К церковному зданию вплотную пристроили корпус богадельни, как называли в старину дома престарелых и дома инвалидов. Здесь же Михаил Николаевич поместил собственное жилье. Храм освятили в 1903 году. Всего через четыре года после освящения церкви благотворитель скончался, но его имя сохранилось в названии района до наших дней.

Облик Михайловской церкви Красюковки необычен: перед нами восьмигранная башня с тремя ярусами. Венчает мощное кирпичное сооружение небольшая деревянная главка с куполом. Церковь-башня украшена орнаментом в виде средневековых окон «варового боя». Так иногда называли проемы в верхней части башни, через которые защитники крепости лили кипяток или смолу на головы врагов. В начале XXвека в таком «крепостном» стиле строили фабричные корпуса, постройки железнодорожной и городской инфраструктуры. Например, в подмосковном Зарайске в 1916 году в похожем стиле была возведена водонапорная башня. Выбор такого архитектурного стиля для церкви можно объяснить ее предназначением. М.Н. Красюк строил не обычный приходской храм, а домовую церковь при богадельне и благотворительном обществе.

Старец Варнава Гефсиманский

По преданию, место для Михайловской церкви и богадельни в Сергиевом Посаде определил старец Гефсиманского скита Варнава. Михаил Николаевич Красюк являлся духовным сыном этого монаха. Варнава Гефсиманский – в миру Василий Меркулов – был известным старцем конца XIX- начала XXвека. К нему за советом ежедневно стекались сотни людей. Среди его посетителей были философ Владимир Соловьев, будущий оптинский старец Варсонофий, адвокат Федор Никифорович Плевако. По преданию, в 1905 году в келье инока побывал император Николай II.

Будущий старец Варнава родился в селе Прудищи Тульской губернии в семье крепостного крестьянина. Через несколько лет помещик продал семью Меркуловых другому хозяину, и вместе с родителями Василий переехал в село Фоминское Московской губернии. Там юноша познакомился с отшельником Геронтием, жившим недалеко от Зосимовой пустыни, и стал на долгие годы его духовным учеником. В 1850 году вместе с матерью Василий отправился на богомолье в Троице-Сергиев монастырь. Во время этой поездки он ясно почувствовал, что призван стать монахом в этой обители. Уже через год он вместе со своим наставником Геронтием переселился в Лавру.

Василий недолго пробыл насельником Троице-Сергиевой обители. Монастырское начальство отправило нового послушника в созданный примерно в трех километрах от Лавры Гефсиманский скит. В скиту Василия стал духовно опекать инок по имени Даниил. Юноша не прекратил общения и со своим первым наставником Геронтием, которого навещал в Лавре по церковным праздникам. В Гефсиманском скиту Василий постригся в монашество с именем Варнавы в честь помощника апостола Павла. С еврейского языка это имя переводится как «сын утешения». Варнаве Гефсиманскому действительно предстояло утешать сотни людей разного звания, которые стекались к его келье на протяжении многих лет.

Оба духовных учителя Варнавы – Геронтий и Даниил – велели ему взять на себя два особых служения: основать и опекать женский монастырь в Выксе, и принимать в своей скитской келье посетителей и паломников. Оба этих повеления ужаснули Варнаву. Пугала перспектива строительства монастыря в той части Нижегородской губернии, которая считалась краем раскольников. Еще больше смущало повеление принять старческое служение, ведь иноку Варнаве тогда было чуть больше тридцати лет.

Варнава являлся монахом Троице-Сергиевой Лавры и ее Гефсиманского Черниговского скита на протяжении более 50 лет. В феврале 1906 года старец скончался. Его похоронили в одной из пещер нижнего храма Черниговского скита. Этот подземный храм, как и церковь на Красюковке, был освящен в честь Архангела Михаила. В 1995 году церковный собор причислил Варнаву Гефсиманского к лику местных Радонежских святых. Мощи старца поместили в верхнем храме Черниговской иконы Божией Матери этого же скита. В подземном склепе осталась надгробная плита с надписью: «Он жил во славу Божию».

Храм, где отпевали Розанова

После революции 1917 года богослужения в Михайловской церкви на Красюковке продолжались. Небольшой храм на окраине города и у железной дороги стал в эти годы местом, куда стекались монахи из закрытой Лениным Троице-Сергиевой лавры, а также оказавшиеся ненужными или неугодными для новой власти писатели и мыслители старой России. В сентябре 1917 года по рекомендации священника, ученого и философа Павла Флоренского рядом с Михайловской церковью на Красюковке поселился писатель Василий Васильевич Розанов вместе с супругой. Дом Розанова по тем временам считался богатым: в нем был телефон, ванная, много комнат. Однако писатель жил бедно, не имея возможности издавать статьи и книги. Здесь 5 февраля 1919 года он скончался. Дом, где жил и умер Розанов, стоит и сейчас недалеко от Михайловской церкви. В 1990-е годы литературовед Станислав Стефанович Лесневский установил на этом доме мемориальную доску.

Отпевали философа Розанова в Михайловской церкви Красюковки. Учение Розанова расходилось с христианским мировоззрением, но перед смертью он исповедовался и причащался у православного священника. Несмотря на иногда скандальную славу своих работ, Розанов заочно оказался связан с Гефсиманским старцем Варнавой. Его не только отпевали в церкви, которую благословил построить святой, но и похоронили на погосте Гефсиманского Черниговского скита. В пещерной церкви скита за десять лет до Розанова погребли самого старца Варнаву.

Старцы и знаменитые писатели нередко оказывались рядом в русской истории. Старчество стало заметным религиозным явлением в стране в середине XIXвека и продолжалось вплоть до революции 1917 века. К старцам за советом шли не только простые и малообразованные люди, но и знаменитые мыслители и философы. Например, к старцам Оптиной Пустыни для беседы ездили великие писатели Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский. Варнава Гефсиманский не был исключением. До 1890-х годов за духовным советом в Гефсиманский скит к Варнаве ездил русский философ Владимир Соловьев. Позже старец прекратил принимать Соловьева в своей келье, но причины этого решения остались неизвестны.

Церковь Архангела Михаила Красюковки тесно связана с Гефсиманским Черниговским скитом, поэтому имеет смысл совместить посещение двух этих мест Сергиева Посада. Кроме раки с мощами святого Варнавы, в Черниговском скиту есть святой источник, гроб блаженного Филиппа – основателя пещер, чудотворные списки Черниговской иконы. На погосте рядом с могилой Розанова находится захоронение другого русского философа – Константина Леонтьева. Сегодня к старцу Варнаве, как и при жизни, паломники обращаются за утешением.