Церковь Рождества Иоанна Предтечи в селе Садки
Фото: [Антон Саков \ Подмосковье Сегодня]
В четырех километрах от города Дедовска на Волоколамском шоссе стоит изящная церковь в стиле аннинского барокко. Церковь была построена в 1741 году в усадьбе Федора Абрамовича Лопухина – племянника первой жены царя Петра I Евдокии Федоровны. Церковь Иоанна Предтечи при сдержанном внешнем декоре обладает необычной композицией: алтарь и притвор храма имеют одинаковые пропорции и симметрично расположены относительно центральной части. Алтарную часть венчает небольшая квадратная башня. В 1830 году такая же башня над притвором была заменена трехъярусной колокольней.
Изначально Садки было «сельцом», то есть населенным пунктом без церкви, но с двором помещика. В 1622-1623 году здесь было поместье дьяка Никифора Спиридонова. В 1644 и 1648 годах его сын Матвей продал поочередно две половины сельца князю Алексею Михайловичу Львову, и в течение двадцати лет Садки оставались во владении представителей этой княжеской семьи.
С 1669 года Садки были проданы Богдану Матвеевичу Хитрово, а после кончины хозяина в 1693 году сельцо перешло племяннице его вдовы Аграфене Степановне Урусовой. При ней в Садках была построена первая деревянная церковь в честь Рождества Иоанна Предтечи. Вероятно, посвящение храма было выбрано в честь небесного покровителя супруга княгини – стольника Ивана Никитича Урусова.
В документах поместного приказа отмечено, что 23 февраля 1699 года княгиня Урусова обращалась к государю с прошением: «В подмосковной своей вотчине, в Горетове стану, в сельце Садках, по обещанию своему, построила она церковь Божию во имя Рождества Иоанна Предтечи, а преж сего в том сельце Садках церкви Божии не бывало».
Первый Иоанновский храм в селе Садки простоял чуть меньше полувека, и в 1741 году был заменен сохранившимся до настоящего времени каменным зданием в стиле барокко. О том, как выглядел прежний деревянный храм, говорится в кратком описании из отказной книги Петра Андреевича Толстого 1719 года: «В селе Садах церковь Рождества Иоанна Предтечи деревянная, шатровая, крыта тесом, расписана в кирпич красками, при той церкви колокольня шатровая, брущатая, крыта тесом, на колокольне четыре колокола, в том числе один разбит».
С 1710 по 1718 года село Садки перешло во владение Абрама Федоровича Лопухина – родного брата царицы Евдокии Федоровны. Многие годы Абрам Лопухин пользовался большим влиянием в Москве среди старой родовитой знати, враждебно настроенной к царю Петру I и проводимым им реформам. В 1708 году анонимный автор писал о значении Лопухина следующее: «Так не слушают, как Абрама Лопухина, в него веруют и боятся его. Он всем завладел: кого велит обвинить – того обвинят; кого велит оправить, – того оправят; кого велит от службы отстранить, – того отставят… чает скорого владычеста».
Абрам Лопухин поддерживал связь с сестрой Евдокией, насильно постриженной Петром в монахини, и племянником Алексеем, который имел большие шансы стать новым правителем России после Петра. В 1716 году царевич Алексей бежал за границу. Дядя знал о месте его нахождения и, вероятно, сочувствовал этому поступку. Однако в 1718 году Алексея Петровича вернули в Москву, после чего началось знаменитое следствие, которое закончилось печально не только для самого беглеца, но и для многих родственников его матери Лопухиных.
Абрама Федоровича Лопухина привлекли к следствию, обвинив в тайной переписке с сестрой и участии в заговоре, целью которого было воцарение племянника Алексея Петровича. С марта по декабрь 1718 года Лопухин подвергался допросам, пыткам, содержался в Петропавловской крепости. Наконец, он был признан виновным и приговорен к смертной казни. Палач отсек голову брату царицы-инокини восьмого декабря «у Троицы на въезде в Дворянскую слободу». Согласно приговору, все его движимое и недвижимое имение отбиралось в казну, в том числе село Садки.
В 1719 году царь пожаловал Садки Петру Андреевичу Толстому, который был одним из главных действующих лиц в деле царевича Алексея. Однако поражение Лопухиных было временным. В 1727 году на престол взошел сын царевича Алексея и внук Евдокии Лопухиной – одиннадцатилетний царь Петр II. Н.Д. Иванчин-Писарев отмечал: «Провидение усладило и преклонные дни Евдокии-старицы: она видела царское венчание внука, при сем торжестве сама облеклась в царскую одежду, благословила державу Петра II, и перешла в Новодевичий монастырь. Но, когда совершилось для нее земное удовлетворение, высшая Десница, готовя ей что-нибудь лучшее в вечности, посетила ее новым, последним испытанием: она пережила венценосного внука двумя годами, и скончала жизнь под схимою».
С приходом к власти Петра II отнятые имения были возвращены его родственникам по линии бабушки Евдокии. Село Садки было пожаловано сыновьям казненного при Петре I Абрама Лопухина: Якову и Василию. Василий Абрамович Лопухин был прекрасным военачальником. Он сражался под руководством полководцев Миниха и графа Ласси. Отличился в войне с прусским королем Фридрихом II, но был убит в сражении при Гросс-Егерсдорфе. В 1764 году тело героя было привезено в Россию и погребено в семейной усыпальнице в Спасо-Андрониковом монастыре в Москве.
После Василия во владение Садками вступил его младший брат бригадир Федор Абрамович Лопухин, при котором в 1741 году и был возведен сохранившийся до настоящего времени красивый каменный храм. В дальнейшем по Иоанновской церкви село получило двойное название Ивановское-Садки
В 1770-е годы Садки перешло вдове храмоздателя Федора Абрамовича Лопухина – Вере Борисовне (урожденной Шереметевой). В первой четверти XIX века владельцами села были статская советница Анна Федоровна Лопухина, а затем Дарья Федоровна Лопухина. Примерно в это время был искажен изначальный барочный облик Иоанно-Предтеченского храма. Была разобрана западная квадратная башня, венчавшая церковный притвор, а на ее месте появилась цилиндрическая трехъярусная колокольня в стиле ампир. В 1831-1850 годы усадьбой Ивановское-Садки владела внучка Адриана Адриановича Лопухина – генеральша Екатерина Федоровна Скордули.
В середине XIX столетия завершился полутора вековой период владения селом Садки знаменитой фамилией Лопухиных. Усадьбу выкупила титулярная советница Анна Петровна Тюрина, а после нее селом владела С.А. Кошкарова. Последние годы перед революцией 1917 года Ивановское-Садки принадлежало фабриканту Сергею Максимовичу Попову, который также владел усадьбой Красновидово. В последнем родилась его дочь Любовь Сергеевна Попова, которая стала впоследствии известной художницей-авангардисткой. А в Садках Сергей Попов устроил незадолго до революции детскую колонию, насельники которой трудились в приусадебном хозяйстве.
Иоанно-Предтеченский храм в Садках был закрыт в 1930-е годы. Его последний настоятель Иоанн Евдокимов был арестован в конце ноября 1937 года, а спустя примерно две недели после ареста – расстрелян на полигоне в Бутово. После войны в церкви располагался угольный склад и химическая мастерская. Богослужения в старинной церкви в Садках возобновились в 1991 году.