Дмитрие-Солунская церковь в Рузе
Фото: [Антон Саков / Подмосковье Сегодня]
В советские годы в подмосковной Рузе не было ни одного действующего храма. Тридцать лет назад в 1989 году верующим была возвращена кладбищенская церковь великомученика Димитрия Солунского, использовавшаяся до этого как склад, фабрика по производству валенок, мастерская и трансформаторная подстанция. Дмитриевский храм стал впоследствии центром Рузского благочиния и первой восстановленной городской церковью.
Архимандрит Макарий из Рузы
Храм Димитрия Солунского при старом городском кладбище Рузы оригинален по своей архитектуре. Авторство его проекта часто приписывают знаменитому русскому зодчему Матвею Казакову. Подлинность этой версии доказать сложно, но сохранилось имя храмоздателя. Церковь была построена в 1792 году на средства рузского мещанина Михаила Дмитриевича Брюшкова. К этой фамилии относилось немало уважаемых ружан купеческого и мещанского сословия. В их числе видный церковный деятель и, по-видимому, родственник храмоздателя, архимандрит Макарий (Матвей Кузьмич) Брюшков.
Жизнь архимандрита Макария Брюшкова была тесно связана с подмосковным Николо-Пешношским монастырем, поэтому о его духовном пути можно прочесть в «Историческом описании мужеского общежительного монастыря святого чудотворца Николая, что на Пешноше» К.Ф. Калайдовича. Дореволюционный автор ставил архимандрита Макария в один ряд с такими выдающимися деятелями монашества XVIIIстолетия как Паисий Величковский, Феофан Новоезерский, Назарий Валаамский, Клеопа Введенский и Игнатий Симоновский. Архимандрит Макарий Брюшков восстановил восемь монастырей, пришедших в упадок после секуляризации 1764 года, политики притеснения монашества Петром I, а затем Бироном (фаворитом Анны Иоанновны). Двадцать четыре ученика Макария стали настоятелями русских обителей в разных частях империи. Калайдович писал об этом подмосковном подвижнике так: «Память его должна быть священною не для одних обителей, но и для всех, чтущих труды подвижнической жизни».
Отец Макарий (в миру Матвей) родился в Рузе в 1750 году в купеческой семье Кузьмы и Евдокии Брюшковых. Мальчиком его отправили учиться торговле в Москву, однако Матвей не полюбил коммерческого дела, а стал искать возможности уйти в монастырь. В 1767 году юноша приехал в Санаксарскую обитель под духовное руководство к старцу Феодору (Ушакову) – родственнику знаменитого адмирала. В этой обители Матвей познакомился с будущим архимандритом Феофаном Новоезерским. Вместе они пережили несправедливую ссылку своего духовника старца Феодора на Соловки и захват города бандами Пугачева. В 1776 году Матвей Брюшков перешел в Островскую Введенскую пустынь во Владимирской губернии. Настоятель этого монастыря старец Клеопа постриг послушника Матвея в иноческий чин с новым именем Макарий.
В 1781 году епископ Феофилакт Переяславский обратил внимание на пришедшую в почти полное запустение Николо-Пешношскую обитель. Иерарх вызвал из Введенской островной пустыни двенадцать монахов, чтобы они возродили здесь иноческую жизнь. Казначеем восстанавливаемого монастыря был назначен о. Макарий Брюшков – к тому времени уже иеромонах. Увидев руины некогда славного монастыря на Пешноше, Макарий пришел в уныние, хотел уйти подвизаться в другое место, но колебавшемуся иноку во сне явились преподобные Сергий Радонежский и Мефодий Пешношский, укрепляя его такими словами: «Не отходи отсюда; и здесь будет во всем изобилие». Предсказание это сбылось – остаток жизни архимандрит Макарий посвятил возрождению Пешношской обители, которая благодаря его трудам из руин стала центром иночества и «училищем благочестия». Калайдович писал: «Он решился жить только на Пешноше и только для Пешноши». В этой обители старец скончался в 1811 году.
Рузская святыня «Скоропослушница»
В 1848 году на средства местной помещицы Елизаветы Петровны Арсеньевой Дмитрие-Солунский храм на кладбище был расширен. Были возведены два придела: в честь Нерукотворного образа Спасителя и иконы Божией Матери Утоли моя печали. Другим чтимым в Рузе образом Богоматери до революции была «Скоропослушница». Упоминание об этом встречается в книге о. Олега Пэнэжко: «30 декабря 1894 года в Рузе открыто отделение епархиального Кирилло-Мефодиевского братства во имя чтимой в городе иконы Божией Матери Скоропослушница». Председателем отделения братства стал священник кладбищенской церкви Димитрия Солунского С.Сокольский. Кирилло-Мефодиевское братство – это общественная организация, созданная в 1884 году и действовавшая на территории Московской губернии. В ее задачи входило народное просвещение и строительство церковно-приходских школ. В частности, при поддержке Кирилло-Мефодиевского братства в Рузском уезде были построены школы в Шилово, Спасском, Козлово.
Почитание иконы Скоропослушницы в Рузе, вероятно, связано с московским списком афонской святыни, который до революции хранился в снесенной в 1930-е годы часовне святого целителя Пантелеимона у Лубянской площади. В 1866 году в Москве было открыто подворье Афонского Пантелеимонова монастыря, в связи с чем со святой горы были привезены часть мощей св. Пантелеимона и список чудотворной иконы Божией Матери Скоропослушница. В 1883 году у Владимирских ворот Китай-Города была построена новая часовня-подворье Афонской обители, и в 1887 году святыни были перенесены на новое место.
В сборнике Е. Поселянина «Богоматерь» почитание списка из Пантелеимоновой часовни связывается с подмосковной Рузой. Вот как описаны обстоятельства прославления этого образа: «От иконы получила исцеление вдова из уездного города Рузы Московской губернии, бесноватая Анастасия Фролова, страдавшая 20 лет припадками, возобновлявшимися с нею всякий праздник, воскресенье, среду и пятницу… То же самое с ней бывало во время служб церковных и когда при ней заговаривали о чем-нибудь священном. Родные посоветовали ей побывать у иконы Скоропослушницы. Когда она приехала в Москву, икону как раз переносили с Полянки из дома Афонского подворья в часовню Пантелеимона. Страдания женщины прекратились, когда отслужили молебен».