Древняя Возмищенская обитель
Фото: [Антон Саков / Подмосковье Сегодня]
Второй по древности храм Волоколамска после Воскресенского собора находится к востоку от кремлевского вала – это церковь Рождества Богородицы на Возмище. Каменный храм был построен в первой половине XVIвека и служил в то время собором Возмищенского мужского монастыря. В середине XIXстолетия к древней церкви были пристроены колокольня и трапезная с Благовещенским и Знаменским приделами. История древнего Возмищенского монастыря связана с началом иноческого пути преподобного Иосифа Волоцкого.
В книге В.В. Зверинского «Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи» приведены несколько вариантов названия стоявшего в одной версте от Волоколамского кремля мужского монастыря: Николаевский-Рождество-Богородицкий-Возминский, Возмицкий (Вотьмицкий) или Зимитцкий. Свое имя обитель получила по Возминской слободе (селу Возмищи), которая вошла в черту современного города Волоколамска. В этом небольшом монастыре, существовавшем еще в XVвеке, «принял послушание» святой Иосиф Волоцкий – в миру Иван Санин. Подвижник и просветитель основал впоследствии знаменитый Иосифо-Волоколамский монастырь вблизи села Теряево.
Преподобный Иосиф был уроженцем села Язвище под Волоколамском, а начало его духовного пути было связано с двумя древними мужскими монастырями: Крестовоздвиженским и Возмищенским. Эти обители входили в число пяти монастырей-острогов, окружавших вал волоцкой крепости, и служили при нападении врага звеньями оборонительной цепи города.
Из жития преподобного Иосифа Волоцкого (составленного Саввой епископом Крутицким) мы узнаем, что в семь лет будущий святой был отдан родителями для обучения грамоте в Крестовоздвиженский монастырь. Первым наставником Ивана Санина стал старец Арсений по прозвищу Леженка. Мальчик превосходил умом своих сверстников: за первый год он выучил Псалтырь, за второй – «все божественные писания». Окружавшие его иноки спрашивали друг друга: «Что отроча се будет?» Этот же вопрос из Евангелия от Луки задавали друг другу жители Иудеи, узнав чудесные обстоятельства рождения Иоанна Крестителя. В конце XVII века Крестовоздвиженский мужской монастырь был приписан на несколько десятилетий к Иосифо-Волоцкой обители, а в 1764 году был упразднен. Сегодня территория монастыря принадлежит мебельной фабрике, здание храма сильно перестроено, богослужения здесь не совершаются.
Согласно житию, в Возмищенскую обитель будущий святой поступил сразу после обучения в Крестовоздвиженском монастыре. При храме Рождества Богородицы на Возмище Иван Санин жил в особой келье. Почти все время подвижник проводил в церкви: он приходил к началу службы раньше всех, а по окончании «божественного пения» уходил в свою хижину последним. Послушник молился в молчании, отказывая себе во вкусной пище и вине, строго держался церковного правила и размышлял о суетности мирской жизни. Именно тогда, рассматривая текст псалма о жизни в миру, которая как пламень обращается в угли, затем в пепел, развеваемый ветром, юноша решился окончательно принять иноческий постриг.
Было и еще несколько переплетений имени Иосифа Волоцкого с Возмищенским монастырем. Текст его жития, составленный, как указывалось выше, Саввой Крутицким, был написан рукой архимандрита Возмищенской обители Вассиана – ученика волоколамского старца Фотия. В Послании Иосифа Волоцкого к митрополиту Симону мы встречаем упоминание «Возмицкой обители» в контексте противостояния святого с удельным волоцким князем: «Князь Федор Борисович, государь наш, почал обидити монастырь Пречистыя (то есть Успенский Иосифо-Волоцкий монастырь)… старцев добрых хотел кнутием бити, а Возмицкому, государь, архимандриту велел на чернецов из монастыря подговаривати и наводити, и архимандрит Алексий подговорил десять чернецов на Возмище, да пять чернецов и увез, а те чернецы взяли с собой… книги да иную рухлядь монастырскую». Иными словами, князь волоцкий Федор вместе с архимандритом Возмищенского монастыря уводили из обители преподобного иноков и утварь.
В.В. Зверинский предполагал, что первое упоминание о Возмищенском монастыре относится еще к концу XIIIвека. Как свидетельство он приводил следующие строки из Воскресенской летописи: «Князь великий Дмитрий Александрович пострижеся в чернецы и в схиму на Волоце, тогда же ту и преставися, и везоша его в Переаславль». Дмитрий Александрович был сыном благоверного князя Александра Невского. С 1276 года после смерти своего дяди Василия Ярославовича Дмитрий занял великокняжеский престол. Он был участником постоянных междоусобных войн с родным братом Андреем Городецким.
В 1294 году, заручившись помощью отрядов татарского хана Тохты, Андрей Александрович и его союзники разбили войско Дмитрия. Великий князь бежал в Волоколамск, а потом в Псков. Оттуда он попытался вернуться в Тверь, но был захвачен в плен. Дмитрий Александрович был вынужден примириться с братом Андреем на его условиях: он лишался великого княжения, но получал в удел Переславль-Залесский. Однако, как писал историк С.М. Соловьев, Дмитрий не достиг своей «отчины», а умер в Волоколамске в 1294 году по пути в Переславль, перед смертью приняв иноческий постриг в Возмищенском монастыре.
Обитель Рождества Богородицы на Возмище была упразднена в 1764 году вместе со многими другими российскими монастырями вследствие реформ Екатерины II. Богородице-Рождественский собор монастыря был обращен в приходскую церковь. Тем не менее, храм этот никогда не закрывался, не считая нескольких лет во время Великой Отечественной войны. Собор Рождества Богородицы является одним из старейших в городе – его главная часть была построена в 1530-1540-е годы, о чем говорят закладные доски на стене западной части храма. С внешней стороны храма в конце 1980-х годов был установлен мозаичный образ преп. Иосифа Волоцкого, а несколько чтимых икон святого находится внутри храма. В Возмищенском приходе почитается также Волоколамская икона Божией Матери – список главной святыни Успенского собора Иосифо-Волоцкого монастыря. Оригинал этой иконы хранится сегодня в Музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева в Москве.