Храм и источник в слободе каширских ямщиков

Антон Саков / Подмосковье сегодня

Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]

Церковь мучеников Флора и Лавра занимает особое место среди храмов Каширы. В советские годы она не закрывалась, поэтому здесь сохранился замечательный иконостас и старинные намоленные иконы. В 2012 году недалеко от этой церкви был освящен источник с купальней, названный в честь образа Божией Матери «Всецарица».

Церковь мучеников Флора и Лавра до революции была почти незаметна на фоне других каширских храмов. Архимандрит Иосифо-Волоколамского монастыря Геронтий Кургановский, совершивший поездку в местную Никитскую женскую обитель, описал в очерке 1909 года церкви города следующим образом: «В городе Кашире, кроме женского монастыря, еще шесть храмов, несмотря на то, что жителей менее трех тысяч душ…все храмы, кроме последнего (Фрола и Лавра), отличаются редким благолепием, тем более это удивительно в малом уездном городе; но это объясняется близостью Москвы, в которой есть много богатых каширских граждан».


Гостя поразило не только количество церквей в небольшом городе, но и их почти «столичный» облик. Особенно привлек его внимание вид Успенского собора и храма Введения Пресвятой Богородицы с башенными часами на колокольне, «которая так высока, что видна, говорят, из Серпухова, за пятьдесят верст». Только в одной каширской церкви Флора и Ларва архимандрит Геронтий не нашел ничего примечательного. В XX веке все резко поменялось. Неприметная церковь Ямской слободы, располагавшейся на восточной окраине города, на многие десятилетия стала центром религиозной жизни Каширы. Величественный Успенский собор, Введенский храм с башенными часами и колокольней, Никитский монастырь и другие церкви города в советские годы подверглись разорению и были закрыты. Только в храме Ямской слободы новыми властями разрешалось совершать богослужение. Не исключено, что на решение оставить действующей именно эту церковь повлияла как раз ее неприметность и невыгодное расположение в городе.

Мученики Флор и Лавр были когда-то одними из самых почитаемых святых в России. Это и неудивительно, ведь святых считали покровителями домашнего скота, а в особенности лошадей. Великий писатель Лев Толстой запечатлел в «Войне и мире» эту особенную любовь простого народа к мученикам Флору и Лавру в образе Платона Каратаева. Просвещенного Пьера Безухова удивила его незамысловатая и наивная молитва, которую тот читал перед сном: «Никола Угодник, Фрола и Лавра, Господи Иисус Христос – помилуй и спаси нас!»


Лошади были помощниками в крестьянском труде, поэтому икону покровителей домашнего скота можно было часто встретить в деревенских избах. Еще больше святых Флора и Лавра почитали кучера, конюхи, извозчики и ямщики. Тюркское слово «ям» появилось на Руси во времена Золотоордынского ига. Время подчинения русских земель монголо-татарам, несмотря на всю тяжесть и беды, которое оно принесло, имело, тем не менее, и отдельные положительные моменты. В частности, именно благодаря Орде на Руси появилась система «ямов», соединивших отдаленные русские города и обеспечившая достаточно быстрое по тем временам сухопутное передвижение, в первую очередь, княжеских гонцов. Эта система называлась «ямской гоньбой». На главных дорогах на расстоянии примерно 40 или 50 верст друг от друга были построены специальные дворы с конюшнями, где путники могли сменить уставших лошадей на новых и немедленно продолжить путь. Здесь же можно было остановиться для отдыха или ночлега. При этих придорожных дворах с лошадьми всегда находился смотритель – ямщик.


Церковь Флора и Лавра в Ямской слободе Каширы являлась третьей церковью в своеобразной цепи «фроловских» храмов, растянувшейся вдоль древнего Каширского тракта. Первая церковь в это ряду стояла у самого начала дороги в районе Зацепы в Москве. В конце XVII века здесь находилась таможенная граница столицы, а «за цепью», преграждавшей путь торговым обозам, купцы ожидали своей очереди на досмотр. Церковь можно и сегодня увидеть около здания Павелецкого вокзала. Вторая церковь Флора и Лавра была построена в селе Старый Ям на Каширской дороге на расстоянии примерно одного «ямского гона» от московской. Этот храм также сохранился и хорошо заметен с трассы «Дон». Еще через примерно сорок верст от Яма третья церковь Фрола и Лавра встречала путников в Кашире.

Память мучеников Флора и Лавра, которая отмечается 31 августа по новому стилю, в народе часто называли «лошадиным праздником». В этот день и на Зацепе, и в селе Ям, и в Ямской слободе Каширы устраивались народные гуляния, в которых участвовали все, чья жизнь была связана с лошадьми. На площадь перед церковью приводились сотни лошадей, парадно украшенные кумачовыми тряпичными цветами в гривах и яркими лентами, вплетенными в хвосты. Их вели нарядно одетые кучера и конюхи на особый молебен мученикам, после которого священник кропил животных святой водой. Затем устраивались представления верховой езды на лошадях, а также купание животных в реке.


Святой источник при храме Фрола и Лавра в Кашире располагается примерно в двухстах метрах от церкви ниже по Ямскому проезду. Он представляет собой хороший бревенчатый сруб с оборудованной купальней, где можно окунуться в воду. Труба для набора воды, украшена художественной ковкой. Источник посвящен иконе Божией Матери «Всецарица». Празднование этой иконе Богородицы совершается в один день с памятью мучеников Флора и Лавра 31 августа. Эту икону, где Мария сидит на троне в багряном царском одеянии с младенцем Иисусом на руках, можно увидеть на стене купальни источника, в притворе церкви Флора и Лавра, а также внутри основного помещения храма. Оригинал образа был написан в Греции в XVII веке и сегодня хранится в Ватопедском монастыре на горе Афон. Там икона известна под греческим именем «Пантанасса». По преданию однажды в греческий монастырь пришел юноша, занимавшейся магией. Он попытался проверить заклинания у иконы «Всецарицы», но как только начал бормотать, его ослепила и отбросила неведомая сила.


Поделиться