Иерусалимская икона у могил декабристов
Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]
В историческом центре города Бронницы расположен красивый храмовый комплекс, состоящий из величественного пятиглавого Михаило-Архангельского собора, приземистой Иерусалимской церкви и великолепной кирпичной колокольни с «часомерьем» – часами, механизм которых был восстановлен несколько лет назад. Почитаемой святыней города издавна является Иерусалимская икона Божией Матери, празднование которой установлено в церкви 25 октября по новому стилю (12 числа по старому календарю). Так совпало, что примерно в эти же дни 19 октября был открыт знаменитый лицей в Царском Селе, который ровно двести лет назад окончил Александр Сергеевич Пушкин и его друг Иван Иванович Пущин, чей прах покоится у стены бронницкого собора.
«Роняет лес багряный свой узор» – так начинается стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «19 октября», которое поэт написал из ссылки своим друзьям-лицеистам, каждый год собиравшимся в этот день. В эти осенние октябрьские дни в Бронницах празднуется торжество местной святыни – Иерусалимской иконы Божией Матери. Икона прославилась в 1771 году во время чумы в Москве, охватившей и некоторые окрестные города. У старинного образа Богородицы из небольшой кладбищенской часовни, до этой беды не привлекавшего к себе особенного внимания, стали происходить исцеления больных. Чудеса происходили и в дальнейшем. Бронницкие священники Василий Толгский и Иоанн Добров в начале XXвека записали случаи исцелений, совершавшиеся у подмосковной иконы во время эпидемий в 1848, 1864 и 1866 годах.
Почитаемые списки Иерусалимской иконы в Подмосковье есть не только в Бронницах, но и ближайших окрестностях: в селах Малахово и Речицы Раменского района, а также в Кресто-Воздвиженском женском монастыре в селе Лукино соседнего Домодедовского района. Образ Божией Матери, который по преданию был написан апостолом Лукой в Гефсимании, где жила мать Иисуса, символически соединил эту часть Подмосковья с Иерусалимом, где долгое время почитался этот святой лик древними христианами. На полях бронницкой иконы изображены апостолы в память о том, как они собрались со всех концов мира, где проповедовали учение Христа, на погребение Богородицы в Гефсимании.
В Vвеке из Иерусалима икона была перевезена в столицу Византийской империи – Константинополь, а в 988 году один из списков с этой святыни греки подарили князю Владимиру. В 1571 году Иван Грозный завоевывал Новгород и «пленил» древний образ из Софийского собора, который верующие отождествляли с той иконой, которую получил когда-то в дар Владимир. Иван Грозный поместил святыню в Московском Кремле, где с нее были сделаны остальные списки, среди которых и бронницкий. К сожалению, в 1812 году, когда Пушкин и Пущин еще учились в Царскосельском лицее, древний новгородско-московский прообраз был похищен французами из Кремля и бесследно пропал.
Рядом с Михаило-Архангельским собором, в котором хранится почитаемая реликвия, стоят надгробия над могилами декабристов Ивана Ивановича Пущина и Михаила Александровича Фонвизина. Еще в XIXвеке декабристы, казненные или осужденные на каторгу и ссылку, воспринимались общественным мнением едва ли не как мученики, а в советские годы их почитание продолжилось уже на официальном уровне. Кстати, фамилия одно из пятерых казненных – Муравьев-Апостол – была в этом смысле говорящей.
Иван Иванович Пущин провел много лет в сибирской ссылке, но закончил свои дни в подмосковных Бронницах вблизи имения Натальи Дмитриевны Фонвизиной. Она стала его супругой на склоне лет после смерти перового супруга Михаила Александровича Фонвизина. С последним она добровольно разделила тяжесть наказания, как и многие жены декабристов, последовав за ним в Сибирь. Выступление на Сенатской площади стало возможно благодаря неразберихе на престоле, которая случилась после неожиданной смерти бездетного императора Александра Iв Таганроге. По старшинству правление должен был принять брат умершего Константин Павлович, а по тайному завещанию, которое огласили не сразу – его младший брат Николай. В итоге, в течение одной недели поданные присягнули сразу двум императорам.
Александр Iимел большой интерес к Иерусалиму и иерусалимским святыням. В годы его царствования при церкви апостола Филиппа у Арбатских ворот в Москве было открыто подворье Иерусалимского греческого патриарха. Там, кстати, и сегодня хранится еще один почитаемый список Иерусалимской иконы Божией Матери. Обстоятельства открытия представительства были связаны с пожаром, в результате которого в 1811 году сильно пострадал храм Гроба Господня на Святой земле. Греческие священники обратились за помощью к своему традиционному покровителю – русскому царю. Александр позволил открыть в старой столице представительство братства Святого Гроба, задачей которого стал сбор пожертвований на восстановление главной христианской святыни. Также Александр заложил Храм Христа Спасителя, который в первом неосуществленном варианте должен был отчасти символизировать иерусалимский храм Гроба Господня. Как известно, в итоге замысел и проект храма был кардинально пересмотрен его младшим братом Николаем, однако и в таком виде остался «иерусалимский» отголосок в виде необычного алтаря-кувуклии, подобного Святому Гробу. В 1814 году в южном портовом городе Таганроге Александр одобрил учреждение Иерусалимского греческого монастыря. Символично, что неожиданная смерть настигла 47-летнего императора много лет спустя именно в этом городе, а его тело несколько дней лежало в церкви основанного при его участии местного Иерусалимского монастыря.