Клинская икона – святыня из зала ожидания
Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]
Клинская икона Божией Матери сегодня хранится в Скорбященской церкви Клина, а в прошлом она стояла в часовне Александра Невского у железнодорожного вокзала. Эту часовню горожане построили в благодарность Богу за спасение царя Александра IIот пули террориста Каракозова в 1866 году. Саму Клинскую икону, по преданию, написали в связи со спасением в железнодорожной катастрофе другого царя – Александра III.
Клинская икона Божией Матери находится в боковом иконостасе Скорбященской церкви. Поясное изображение Божией Матери написано в стиле церковной живописи XIX века. Клинский образ относится к типу «Одигитрия». К этому распространенному ряду икон Богородицы относятся также Смоленская, Влахернская, Черниговская, Скоропослушница, Тихвинская и другие. Праздник Клинской иконы отмечается в один день с Тихвинской 9 июля (26 июня по старому стилю). Тихвинская Божия Матерь, вероятно, была ее прототипом. Однако в отличие от Тихвинской иконы на Клинском образе Иисус больше повернут к зрителю, чем к матери, не видно его ступней, а благословляющая рука младенца поднята вертикально. Живопись почти целиком скрыта серебряной ризой: видны только лица и руки Богородицы и Христа.
Крушение царского поезда
Предание гласит, что Клинский образ Божией Матери написал неизвестный монах или странник за одну ночь в зале ожидания железнодорожного вокзала Клина. Это случилось во время крушения царского поезда, в котором ехал Александр III. Клинчане в зале ожидания вокзала молились перед этой иконой о здоровье царской семьи, попавшей в железнодорожную катастрофу.
Крушение произошло в октябре 1888 года у станции Борки под Харьковом, когда царь ехал с семьей из Крыма в Санкт-Петербург. В поезде была также царица Мария Федоровна и дети: Николай – будущий император Николай II, Георгий, Ксения, Ольга и Михаил. Десять из пятнадцати вагонов состава из-за технической неисправности пути обрушились с высокой насыпи. Вагон царской столовой, где находился Александр III, опрокинулся и разбился. По счастливой случайности никто из царской семьи не погиб и не пострадал. Тем не менее, скончалось два десятка слуг и еще около семидесяти получили увечья. В благодарность Богу за чудесное спасение Александр IIIвелел заложить у места крушения Спасо-Святогорский скит и храм Христа Спасителя. Эта церковь вмещала полторы тысячи человек.
Другой инцидент с царским поездом
Царский генерал и военный министр Сухомлинов считал, что крушение поезда Александра IIIв 1888 году было не технической катастрофой, а диверсией революционеров. Прецедент уже имелся: в 1879 году народовольцы планировали подорвать поезд его отца Александра II на пути из Крыма в Москву.
Взрыв произошел на Курской дороге в районе Андроновки под Москвой. Преступники тщательно готовились к диверсии. Мужчина и женщина купили по поддельным документам двухэтажный дом крестьянки Тихомировой у железной дороги. Они стали рыть подкоп и класть провод, чтобы дистанционно взорвать динамит, заложенный на пути. В подземный тоннель мог залезть человек на корточках, но живший по соседству полуслепой и глухой старик из числа староверов, не заметил, как новые хозяева проделали такую большую работу. Из окошка своего сарая террорист видел поезда. Ему было достаточно соединить два контакта, чтобы бомба взорвалась на рельсах.
Народовольцы знали, что из Крыма поедут два поезда: в царском был Александр II, а впереди него шел свитский состав. По счастливой случайности в Харькове свитский поезд задержался, и царский состав поехал впереди. В итоге террористы пропустили царский поезд, приняв его за свитский, а подорвали вагон с фруктами.
Часовня Александра Невского и покушение
В 1880-е годы Клинскую икону перенесли из зала ожидания вокзала в часовню святого Александра Невского. Там она хранилась полвека, а часовня с тех пор получила в народе второе название Богородицкой. Часовню построили рядом с вокзалом еще в 1866 году в память о другом покушении на Александра II.
В апреле 1866 года в Санкт-Петербурге террорист-народоволец Дмитрий Каракозов стрелял в Александра II. Царя спас костромской крестьянин Осип Комисаров, который случайно оказался рядом с террористом. В день покушения Осип Комисаров отмечал именины и после церковной службы пошел к толпе, ожидавшей царя у Летнего сада. Комисаров рассказывал следующее: «Сам не знаю что, но сердце мое как-то особенно забилось, когда я увидел этого человека… Я невольно следил за ним. Вдруг я вижу, что этот человек вынул и целит пистолет… Я невольно с силой толкнул его руку к верху. За тем ничего не помню, меня как самого отуманило и, очнувшись, я вижу только, что меня целует какой-то генерал».
Пуля пролетела над головой императора. Каракозова арестовали и повесили, а Осипа Комисарова по царской милости наделили потомственным дворянством. Поступок крестьянина сравнивали потом с подвигом легендарного Ивана Сусанина, ведь Комисаров был земляком спасителя первого царя из династии Романовых.
На месте покушения в Летнем саду в Петербурге царь возвел часовню в честь Александра Невского. Этот святой был небесным покровителем Александра II. Похожие часовни позже стали появляться в разных городах Российской империи. В Клину построили две Александровские часовни: еще одна стояла на площади у Троицкого собора. Александровская-Богородицкая часовня у вокзала долгие годы использовалась под билетную кассу, а в 1970-е годы ее снесли. В 2017 году на месте, где стояла часовня, установили деревянный крест и стенд с краткой информацией о Клинской иконе и часовне. Ее планируют восстановить в 2018 году в прежнем виде.
Скорбященская церковь на кладбище
В 1929 году советские власти закрыли Богородицкую часовню на вокзале. Клинскую икону архитектор Михаил Кармалеев перенес в кладбищенский храм Всех Скорбящих Радость. Эту небольшую церковь сокращенно называют Скорбященской. Она не закрывалась в советский период.
Кладбище появилось в этой части города в 1840-е годы. Оно занимало территорию, большую часть которой в советские годы сравняли с землей и отдали под жилые дома, автостоянку и рынок. Нынешнее храмовое здание построили в 1861 году в псевдорусском стиле. Отдельного прихода до революции здесь не было, в церкви отпевали усопших и служили панихиды. После революции, когда другие храмы Клина закрывали, кладбищенская церковь стала полноценной приходской.
На алтарной стене со стороны улицы висит икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». По преданию первый список этой иконы появился в Москве в1688 году в церкви Преображения на Ордынке. На иконе Богородица изображена в полный рост и окружена фигурами больных и бедных, которым помогают ангелы.