Обитель святого Никиты на Оке

Антон Саков / Подмосковье сегодня

Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]

По обеим сторонам Оки в районе Каширы находятся два непохожих друг на друга православных монастыря: Белопесоцкий и Никитский. Первый монастырь расположился в низине среди заливных лугов, а второй встал на высоком холме. Белопесоцкому монастырю более пятисот лет, а Никитская обитель в Кашире открылась лишь во второй половине XIX века. Троицкий монастырь в Белопесоцком основал один из учеников преподобного Сергия Радонежского, в то время как Никитский появился благодаря малоизвестному купцу Федору Рудневу и простой монахине Фомаиде. Тем не менее, почитаемый белопесоцкий старец Виссарион, указывая на противоположный высокий берег Оки и Никитский монастырь, говорил: «это славная Преображенская гора; на ней воссияет свет великий».

Живописное место, выбранное создателями Никитской обители, издавна восхищало ее гостей. Архимандрит Геронтий в 1899 году сравнивал виды, открывающиеся с холма, на котором расположился Никитский монастырь Каширы, с панорамами Киева на Днепр: «Я совсем забылся, так восхищен был грандиозным ландшафтом, развернувшимся передо мною, и мысль моя быстро перенеслась в Киев, на живописные Киевские горы, откуда открывается волшебная картина на Подол». Тем удивительнее восхищение Геронтия, учитывая, что он посещал куда более, казалось бы, живописные монастыри: Валаамскую обитель на Ладожском озере, Святогорский монастырь на Северском Донце и его скит в меловой скале, абхазский Новый Афон с экзотическими плантациями.

Прежде чем в Кашире появилась женская обитель с роскошным Преображенским храмом, который, пожалуй, не уступает по размерам главному городскому Успенскому собору, на месте Никитского монастыря долгие годы стояла одинокая деревянная кладбищенская церковь, покосившаяся от времени и бедности ее прихожан. Еще в конце XVIIвека у старого погоста, который существует здесь и сегодня, появился небольшой приход с храмом в честь великомученика Никиты. Святой Никита Готфский жил в IVвеке и был солдатом. Его казнил языческий готский правитель за то, что воин проповедовал христианское учение в готских землях. Кстати, в Москве есть несколько улиц с именем этого древнего мученика: Никитский бульвар, Большая и Малая Никитские и некоторые другие. Эти названия, данные улицам по располагавшемуся неподалеку монастырю, связаны с тем, что мученик Никита являлся небесным покровителем боярина Никиты Романовича Захарьина – основателя царской династии Романовых.

Кладбищенский Никитский приход в Кашире, как уже говорилось, был беден, поэтому церковь стояла многие годы в полуразрушенном состоянии. В старой церковной описи есть заметка о том, что в 1806 году обветшавшую церковь обил тесом на свои средства небогатый каширский купец Иеремия Панкратьевич Руднев. Его сын Федор Иеремиевич Руднев в 1815 году стал старостой прихода. Он не унаследовал от отца больших денег, но перенял добрую традицию помогать церкви. Более того, восстановление Никитского храма стало главным делом жизни Руднева. Хотя Руднев не входил в число состоятельных купцов, он решил не просто починить деревянную постройку, а возвести новое каменное здание.

Казалось, все было против задумки старосты-купца: место для нового храма заняли усадьбы мещан, которые не хотели уступать землю ни за какие деньги, супруга и родственники не разделяли желания Федора, и даже церковное начальство в Тульской епархии, к которой относились тогда церкви Каширы, не разрешило благотворителю строить новый храм. Чтобы укрепить веру Руднева в верности выбранного им пути, сам мученик Никита, по свидетельствам современников, являлся как набожному купцу, так и его противникам.

Первый раз святой Никита пришел к мещанину Лидскому, чей дом располагался на выбранной под новую церковь земле. Лидский наотрез отказывался уступить свою усадьбу для строительства, но вскоре сам пришел к Рудневу и буквально умолял выкупить землю за любые деньги. «Каждую ночь, лишь только поляжем спать, сквозь запертые двери приходит ко мне какой-то воин, и всегда одно приказывает выходить из дома вон и очищать место под церковь» – объяснял перемену своего решения Лидский. В другой раз святой явился самому Рудневу, когда тот засомневался в возможности построить храм, видя слишком многие препятствия. Однажды Федор Иеремиевич заснул у себя на кирпичных работах, которыми заведовал, и увидел, что к нему кто-то подошел, взял за руку и сказал: «Не оставляй намерения строить храм; я сам буду тебе помогать».

Благодаря упорству Федора Иеремиевича Руднева раз за разом удавалось обойти все сложности, и в 1822 году новый храм был заложен. Строительство церкви, однако, растянулось почти на четверть века. В небольшой сторожке при строящемся храме постепенно собралось несколько старушек, вдов и сирот, которым Руднев по своей доброте разрешал жить за его счет. Таким образом, здесь стихийно возникла богадельня, в которую тульский епископ Дамаскин однажды попросил принять «бесприютную» монахиню Фомаиду из города Алексина. С приходом монахини богадельня при церкви все больше и больше становилась похожей по укладу жизни на женский монастырь.

Монахиня Фомаида в каком-то смысле продолжила дело жизни купца Федора Руднева, направив его в неожиданное для него самого русло. Мария – так звали монахиню Фомаиду до пострига – родилась в Новгородской губернии, была отдана замуж, но рано овдовела. В городе Тихвине местный старец посоветовал ей не возвращаться после смерти супруга домой, а пойти в новгородский Горицкий монастырь. Из Новгорода монахиня попала в город Алексин Тульской губернии, намереваясь создать там новую обитель. В Тульской губернии тогда насчитывалось всего два монастыря, поэтому духовные власти не мешали ей в этом деле.

В Алексинском уезде у Фомаиды по каким-то причинам не вышло создать монашескую общину, и местный епископ решил отправить ее в богадельню при храме мученика Никиты в Каширу, чтобы она попробовала свои силы там. Первые десятилетия женская монашеская община жила в крайней бедности, но Фомаида и ее преемницы смогли преодолеть все трудности. К началу XXвека в Кашире появился великолепный монастырь с храмами мученика Никиты и Преображения Господня. После 1917 года настала новая череда испытаний. Чтобы избежать разорения монастыря, инокини преобразовали обитель в трудовую артель, но, в конце концов, власти разогнали и ее.

В 1990-е годы в России стали вновь массово открываться храмы и монастыри, однако это не коснулось Никитской обители в Кашире. Имущественные споры о принадлежности храмов продолжались вплоть до 2009 года, когда, наконец, было принято решение отдать полуразрушенные здания верующим. В настоящее время монастырь восстанавливается: Преображенскому собору уже почти вернулся былой облик, а Никитский храм пока находится на стадии реставрации. Чуть ниже монастыря по склону берега Оки идут работы по установке святого источника с купальней.

Поделиться