Старинная церковь в совхозе «Буденновец»
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyMS82L2E0LzViLzE2MjQyNjY3ODEyODcxMDE0NzkyNy5qcGc.webp)
Фото: [Антон Саков \ Подмосковье Сегодня]
В поселке совхоза «Буденновец» сохранился редкий для Дмитровского городского округа памятник стиля барокко – каменная церковь Николая Чудотворца второй половины XVIIIвека. До 1931 года это место называлось Даниловской слободой, а еще раньше здесь располагалась усадьба, которой в XVIII-XIXвеках владели князья Прозоровские и Голицыны, помещики Поливановы и Римские-Корсаковы. Сохранившийся храм построил в своей усадьбе князь Иван Федорович Голицын – верный генерал- адъютант императора Петра III. Общественный и политический деятель Дмитрий Иванович Шаховской, внук декабриста Ф.П. Шаховского, называл Никольскую церковь в Даниловском одной из самых интересных в архитектурном отношении во всем Дмитровском уезде.
В 1910 году староста Никольской церкви села Даниловское Дмитровского уезда обратился с ходатайством в духовную консисторию о переделке старого иконостаса. Рассмотрев дело, Императорская архитектурная комиссия постановила сохранить редкий иконостас в стиле барокко. Прочность иконостаса и его художественную ценность подтвердил известный архитектор того времени Иероним Севастьянович Китнер. Попутно в деле 1910 года о переделке иконостаса приводились исторические сведения о самой церкви.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyMS82LzFkL2MxLzY1Mjc0NjYxNjI0MjY2NzI1LmpwZw.webp)
Предшественницей нынешнего храма была деревянная пятиглавая церковь, которая во второй половине XVIIIвека, видимо, пришла в ветхое состояние. По указанию владельца усадьбы Даниловское князя Ивана Федоровича Голицына в 1768 году было подано прошение в Переславскую Духовную Консисторию следующего содержания: «Дмитровского уезда вотчины его в селе Даниловском имеется деревянная церковь во имя святителя Николая, которая от давнего строения пришла в ветхость, вместо которой он [князь И.Ф. Голицын] желает построить близ той ветхой церкви каменную в то же именование». Синодальная контора одобрила благое намерение князя Голицына построить новый храм. При этом бревна от старой церкви было велено разобрать и использовать на отопление каменного храма или на растопку печи для приготовления просфор.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyMS82LzNiLzhkLzk3MzExNjExNjI0MjY2NzMwLmpwZw.webp)
В начале XXвека современная Голицыну живопись на стенах церкви уже была утрачена, зато еще сохранялись каменные скульптуры апостолов на фасаде церкви, пол из тарусского мрамора, колокольня, старинная храмовая утварь и иконы. В деле о переделке иконостаса среди храмовых святынь отмечена икона с врезанным ковчегом с частицей мощей блаженного Максима Московского. Вероятно, этот московский чудотворец особо почитался в селе Даниловском.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyMS82LzU5LzMwLzg5Nzk5NjAxNjI0MjY2NzQzLmpwZw.webp)
Блаженный Максим жил в конце XIV-первой половине XVвека. Это было бедственное для Москвы и всей Руси время: с одной стороны набеги татар, с другой – засуха, голод и моровая язва. На примере добровольного терпения холода, болезней и насмешек блаженный учил страдавший народ христианским добродетелям: смирению, терпению, преданности и упованию на милость Божию. Сохранились наставления-поговорки блаженного Максима Московского, которые он любил говорить народу: «Не все по шерсти, ине и напротив; блудливой чушке – полено в шею; за дело побьют, повинись да пониже поклонись; не плачь битый, плачь небитый; всяк креститься, да не всяк молится: божница домашняя, а совесть продажная; по бороде Авраам, а по делам Хам».
Главной местной святыней церкви в Даниловском был образ Николая Чудотворца. В описании 1910 года перечислялась также церковная утварь: два старинных священнических облачения с шитыми серебром по зеленому бархату оплечьями, чеканные с финифтью литургические сосуды и богослужебное Евангелие в серебряном вызолоченном окладе.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyMS82LzkzL2MzLzg2NTQ1OTAxNjI0MjY2NzQ4LmpwZw.webp)
Храмоздатель Иван Федорович Голицын (1731-1796) был известен своей преданностью императору Петру III. После дворцового переворота 1762 года, который привел на трон Екатерину II, генерал-адъютант И.Ф. Голицын удалился из Петербурга и поселился в имении Даниловское Дмитровского уезда. Здесь он прожил безвыездно и уединенно вплоть до кончины царицы и восшествия на престол в 1796 году Павла I– сына убиенного Петра III. Именно в этот период была построена частично сохранившаяся усадьбы и кирпичная Никольская церковь. Опальный вельможа в годы своего пребывания в Даниловском был избран предводителем дворянства Дмитровского уезда.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyMS82LzhiL2VhLzY5ODc3NDYxNjI0MjY2NzU1LmpwZw.webp)
Бездетный князь завещал имение Даниловское своей падчерице Марии Васильевне Поливановой (урожденной Грушецкой). Она была дочерью его второй супруги Надежды Ивановны Грушецкой. Племянник Марии Васильевны Михаил Павлович Бестужев-Рюмин вошел в русскую историю, как один из пяти декабристов, повешенных 25 июля 1826 года. Дмитрий Иванович Шаховской, внук другого декабриста Ф.П. Шаховского, считал, что в детстве Бестужев-Рюмин мог гостить в Даниловском у своей тетки. Вместе с С.И. Муравьевым-Апостолом М.П. Бестужев-Рюмин составил известный «Православный катехизис». Так называлась революционная прокламация, оправдывающая свержение царской власти с использованием некоторых тезисов христианского богословия и библейских цитат.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyMS82LzA4L2NlLzMyNDIzODgxNjI0MjY2NzY3LmpwZw.webp)
В 1830 годах село Даниловское приобрела Марья Ивановна Римская-Корсакова. В «Указателе селений и жителей уездов Московской губернии» 1852 года владельцем Даниловского значилась уже ее дочь – Софья Александровна (в замужестве Волкова). Марья Ивановна Римская-Корсакова была одной из центральных фигур «Грибоедовской Москвы». Вот как характеризовал ее литературовед М.О. Гершензон: «Трудно устоять против искушения срисовать ее портрет. Ее лицо так характерно в своей непринужденной выразительности, и вместе так ярко-типично, что она кажется скорее художественным образом, нежели единичной личностью. Между тем она действительно жила, ее дом в Москве поныне цел».
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyMS82L2RiLzIzLzE2Mjk0NjAxNjI0MjY2NzcyLmpwZw.webp)
Русский поэт П.А. Вяземский так описывал Римскую-Корсакову и дочерей: «Марья Ивановна Римская-Корсакова должна иметь почетное место в преданиях хлебосольной и гостеприимной Москвы. Она жила, что называется, открытым домом, давала часто обеды, вечера, балы, маскарады, разные увеселения, зимою санные катанья за городом, импровизированные завтраки… Красавицы-дочери ее, и особенно одна из них, намеками воспетая Пушкиным в «Онегине», были душою и прелестью этих собраний. Сама Марья Ивановна была тип московской барыни в хорошем и лучшем значении этого слова».
При своей любви к праздникам и увеселением М.И. Римская-Корсакова была очень богомольна. Каждое воскресенье и среду она ходила на литургию, как правило, в Страстной монастырь, который располагался недалеко от ее московской городской усадьбы. Она учила своих детей всякое дело начинать с молитвы и особенно почитала Казанскую икону Божией Матери. Во время приезда в Москву Иерусалимского греческого патриарха Римская-Корсакова поспешила познакомиться с высоким гостем и попросила его отслужить молебен в своем доме. Она также имела ежегодный обычай ездить на богомолье в Ростов Великий.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAyMS82L2U0L2U5LzY1NzI5NTE2MjQyNjY3NzcuanBn.webp)
Марья Ивановна Римская-Корсакова летние месяцы проводила в рязанском имении супруга или подмосковных друзей семьи, но была погребена на Дмитровской земле в Николо-Пешношском монастыре. Там же за двадцать лет до этого в 1813 году нашла упокоение ее старшая дочь Варвара, скончавшаяся от чахотки.
В справочнике «Памятнике архитектуры Московской области» Никольская церковь бывшего села Даниловского описывалась так: «Ярусное центрическое здание с лепестковым планом по типу и конструктивному приему… восходит к образцам конца XVIIв. Декоративное убранство исполнено в развитых формах елизаветинского барокко». К сожалению, в советские годы храм был закрыт и замечательный архитектурный памятник понес многие утраты: исчезло внутреннее убранство, купол, упоминавшийся иконостас и колокольня. Считается, что колокольня церкви села Даниловского строилась по тому же проекту, что и колокольня несохранившейся московской церкви Бориса и Глеба на Арбате работы зодчего К. И. Бланка. До 1993 года ценный архитектурный памятник использовался в качестве склада совхоза «Буденновец», затем стоял бесхозным. За полвека забвения храм оказался в аварийном состоянии, но сегодня Никольский храм в Даниловском возрождается.