Троице-Тихвинский храм в Дмитрове
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAxOS8xMi9jOC80Mi8xNTc3NzAwMDk3NTEzOTMzMDk5MDguanBn.webp)
Фото: [Антон Саков / Подмосковье Сегодня]
Название Троице-Тихвинской церкви в Дмитрове напоминает о древнем Тихвинском монастыре, располагавшемся в этой местности в XVI веке. Троицкая церковь – это редкий пример храма «двойника»: ее намеренно строили по подобию Никитского храма города Владимира. Храмоздателями выступили местные благотворители Г.И. Ложкин и А.С. Фуфаев. В 1801 году церковь была освящена как Троицкая с Тихвинским и Никольским приделами.
Троицкая церковь в городе Дмитрове является интересным примером архитектуры провинциального барокко, в облике которой заметно подражание знаменитым постройкам архитектора Растрелли. Однако эта церковь не уникальна и, более того, имеет прототип, формы которого повторяет почти буквально – Никитскую церковь в городе Владимире. Последняя была возведена в 1760 году, то есть примерно за сорок лет до ее дмитровской «сестры». Оба храма имеют и некоторые сходные обстоятельства постройки: церкви возводились на купеческие деньги и на месте исчезнувших древних монастырей.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAxOS8xMi8wNC8wYy82NjE4MTMwMTU3NzcwMDA3NC5qcGc.webp)
Постройка храма по определенному образцу часто была обусловлена особой смысловой связью, которую хотел подчеркнуть заказчик или зодчий. Например, древний Успенский собор во Владимире послужил прототипом для одноименного Успенского собора в Москве второй половины XVвека. Внешним сходством великий князь Иван III хотел продемонстрировать преемственность Московского государства, набиравшего силу в его правление, от древней Владимирской Руси. В свою очередь, Успенский собор Московского кремля стал прототипом для Успенского собора Троице-Сергиевой лавры в XVIстолетии. Если не считать облика куполов, храм подмосковной обители является почти точной копией московского прототипа. Пятиглавые Успенские соборы подобного облика строились и во многих других городах, в том числе в Дмитрове.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAxOS8xMi8xOS8yNC8zNjIxNDE4MTU3NzcwMDA3OS5qcGc.webp)
Между Троице-Тихвинской церковью в Дмитрове и храмом мученика Никиты во Владимире есть историческая связь. В одном километре от Никитской церкви находится один из символов Владимира – Дмитриевский собор конца XIIстолетия с белокаменными рельефами. Это был придворный собор владимирского князя Всеволода Большое Гнездо, который построил храм в честь своего небесного покровителя великомученика Димитрия Солунского, чье имя он получил при крещении. Вспомним, что и подмосковный город Дмитров был назван в честь рождения князя Всеволода-Димитрия Большое Гнездо. Обстоятельства выбора этого имени описаны в «Тверской летописи»: «О Дмитре. В лето 6663. Сущу князю Георгию Суждальскому Володимеричу (речь о Юрии Долгоруком) в своей области на реце Яхроме и с княгинею, и месяца октобря 19 день родися ему сын Дмитрий, и нарече ему имя Всеволод, и постав и на том месте в имя его град, и нарече его Дмитров. Сей есть Всеволод всем русским нынешним князем отец, зовомый Великое Гнездо».
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAxOS8xMi9mMi8wOC82Njk5MTg0MTU3NzcwMDA4My5qcGc.webp)
Киевский и Ростово-Суздальский князь Юрий Долгорукий считается основателем многих городов Северо-Восточной Руси. Во второй половине XIIвека он заложил не только Дмитров, названный в честь рождения сына, но и Юрьев-Польский (в честь своего небесного покровителя Георгия Победоносца), Переславль-Залесский, а также Городец и Кострому. В 1147 году в летописи впервые упоминается город Москва – окраинная крепость владений Юрия Долгорукого. В этой связи основание будущей столицы также приписывают князю Юрию Владимировичу. Сыновья князя Андрей Боголюбский и Всеволод (Дмитрий) Большое Гнездо продолжили дело отца по возвышению и укреплению городов Северо-Восточной Руси. Вот почему сходство внешнего облика подмосковной Троице-Тихвинской церкви в Дмитрове и Никитской во Владимире может иметь историческую логику.
Троицкая церковь в Дмитрове имела до XIXвека придел в честь Тихвинской иконы в память о существовавшем когда-то в ее окрестностях Тихвинском монастыре. Впоследствии за храмом закрепилось имя Тихвинского, хотя фактически престола в нем только два: главный во имя Живоначальной Троицы и второй во имя святителя Николая Чудотворца.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAxOS8xMi83NC9iZS8yNzIzNjQ5MTU3NzcwMDA4Ny5qcGc.webp)
В древнем Дмитрове действовало четыре монастыря: Пятницкий девичий, Тихвинский, Борисоглебский и Никитский. Только Борисоглебский оставался действующим после секуляризации 1764 года, а Никитский и Пятницкий были упразднены и превращены в обычные приходы. На месте Пятницкой обители осталась Спасская церковь (сейчас перестроена и не действует), а на месте Никитского монастыря стояла одноименная церковь, снесенная в 1930-е годы при строительстве канала Москва-Волга. Тихвинский монастырь, о существовании которого напоминает Троице-Тихвинская церковь, видимо, пришел в запустение еще до церковных реформ Екатерины II. Построенный в 1801 году Троицкий храм был закрыт в советские годы, и в нем располагалось отделение Всесоюзного общества слепых. С 1996 года Троицкая церковь вновь была освящена, богослужения возобновились.
Монастыри Дмитрова в древности были местом средоточия церковной жизни, проведения крестных ходов и особых торжеств. Около упраздненной Никитской обители явилась верующим главная дмитровская святыня – деревянный Крест-распятие Спасителя, хранящийся сегодня в Третьяковской галерее. Вот что писала о обретении реликвии в путевых заметках Е.С. Горчакова: «Предание говорит, что это изображение Животворящего Креста Господня явилось на реке Яхроме, близ бывшего тогда в Дмитрове Никитского монастыря в 1291 году…и вследствие многочисленных чудесных исцелений было перенесено в соборный храм». До революции эта святыня считалась святыней не одного Успенского собора, а всего города. В особые дни Крест переносили из главного городского храма в Троице-Тихвинскую церковь и в другие приходы. Горчакова писала: «В самом же Дмитрове день его (Креста) чудного явления празднуется весьма торжественно, и в храмовые праздники приходских церквей города из собора совершаются к этим церквам крестные ходы, сопровождаемые Животворящим Крестом, как драгоценнейшей святыней дмитровцев».
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAxOS8xMi85Ny9iYS8yNjE4NjU4MTU3NzcwMDA5Mi5qcGc.webp)