Троицкая церковь в Ершово
Фото: [Антон Саков / Подмосковье Сегодня]
Церковь Живоначальной Троицы в Ершово под Звенигородом считалась редким для Подмосковья архитектурным произведением зрелого русского ампира. Каменный храм центрической композиции, верхний ярус которого венчала колокольня, был возведен в 1829 году в усадьбе графа Василия Дмитриевича Олсуфьева. Судьба великолепного памятника архитектуры, автором которого являлся крепостной зодчий А. Г. Григорьев, в XXвеке сложилась трагически. В 1941 году отступающие из Ершово немцы взорвали здание вместе с запертыми внутри него людьми. В 1999 году Троицкий храм в Ершово был воссоздан в прежнем виде.
Усадьба Ершово и ее «храм-стрела»
Ершово относится к числу старинных дворцовых сел: впервые оно упоминается в одной из договорных грамот 1451 года. В писцовой книге Звенигородского уезда 1624 года есть следующее описание: «Село Ершово на прудце, а в селе церковь Живоначальныя Троицы древяна клетцки, а в церкви образы и ризы и книги и все церковное строенье мирских приходных людей и вотчинников».
С первой четверти XVIIвека Ершово принадлежало представителям рода Салтыковых, а с 1795 года и вплоть до революции – их родственникам Олсуфьевым. В середине XVIIIстолетия Ершово перешло по наследству Сергею Васильевичу Салтыкову – первому фавориту Екатерины II, который сначала был камергером при Елизавете Петровне, а при новой императрице служил русским посланником в Гамбурге, Дрездене и Париже. Салтыков построил в Ершово новую деревянную церковь с тем же посвящением во имя Живоначальной Троицы.
Деревянная церковь, построенная Салтыковым, простояла до 1829 года, когда тщанием его двоюродного племянника Василия Дмитриевича Олсуфьева в Ершово был построен великолепный каменный храм в стиле ампир.
Василий Дмитриевич Олсуфьев в 1813 году окончил Пажеский корпус и в возрасте 17-ти лет был зачислен в гусары. Участвовал в Заграничном походе русской армии. В 1820 году Олсуфьев из-за болезни матери оставил военную службу и жил заграницей. В 1822 году вернулся в Россию и обосновался в родовом имении Ершово. Его стараниями была построена не только церковь, но и усадьба, черты которой во многом сохранилась до нашего времени.
Вот как описывал каменную церковь в Ершово искусствовед А. Н. Греч: «Ампирный храм несколько необычно принял вид высокой башни, как бы воскресив здесь тип церкви «иже под колоколы», свойственный русскому зодчеству в конце XVIIвека… по сравнению с проектом – с исключительно тонко исполненным чертежом-акварелью – в натуре все стало более вытянутым в высоту. Ершовская церковь – своеобразный ампирный храм-стрела».
В 1830-е годы усадьба в Ершово достигает своего расцвета. К строительству усадебного дома и каменной Троицкой церкви Олсуфьев привлек известного русского зодчего крепостного происхождения А. Г. Григорьева – талантливого ученика архитектора Д. И. Жилярди. Однако в 1840 году В. Д. Олсуфьев получил назначение гофмаршалом двора цесаревича Александра Николаевича (будущего императора Александра II) и с этого времени обосновался в Петербурге. Вскоре после вступления на престол Александра IIВасилий Дмитриевич Олсуфьев принял от нового императора графский титул.
Сын храмоздателя Алексей Васильевич Олсуфьев дружил с поэтом А. А. Фетом, который даже посвятил чете владельцев Ершово стихи: Александре Андреевне стихотворение «В смущенье ум, не свяжешь взглядом…», а самому хозяину имения – «Вот ваша книжка в толстом томе…» Фет гостил у Алексея Васильевича в Ершово, а Олсуфьев с 1886 года помогал поэту с латинскими переводами. В августе 1903 года в стене Троицкой церкви была установлена белая мраморная доска с надписью: «В память великого поэта Афанасия Афанасьевича Фета, удостаивавшего своей дружбой владельца села Ершова».
Гибель церкви в 1941 году
Граф Алексей Васильевич Олсуфьев был последним владельцем Ершово перед революцией. Он скончался в 1915 году, а его вдова Александра Андреевна с двумя сыновьями вскоре эмигрировала в Италию. В бывшей графской усадьбе при новой власти некоторое время работал музей, а с 1928 года был открыт дом отдыха. Примерно в это же время в Ершово возникла сельхозартель им. Буденного, и в 1935 году богослужения в Троицком храме прекратились.
В 1941 году Ершово оказалось на линии фронта. Немцы на короткое время захватили село, и последствия этого нашествия оказались разрушительными. После ухода оккупанта из 106 домов осталось целыми только 11, работоспособное население было угнано в тыл врага, а церковь до основания взорвана вместе с запертыми в ней ранеными красноармейцами и жителями села.
В акте обследования архитектурных памятников с. Ершова 22 июля 1942 года говорилось следующее: «Каменная церковь… взорвана немцами в начале декабря 1941 г. вместе с интернированными в ней военнопленными и советскими гражданами. В настоящее время на месте бывшей церкви высится груда взорванных блоков кирпичной кладки и фрагментов белокаменной отделки здания. Груда обломков памятника занимает площадь 30X30 м, при высоте в 10м».
О факте жестокой казни людей, запертых в церкви села Ершово, упоминал среди других подобных случаев нарком иностранных дел СССР В. М. Молотов в ноте от 28 апреля 1942 года. В указателе «Зверства фашистских варваров» 1943 года говорилось о 100 погибших под обломками храма. После войны на месте трагедии был воздвигнут военный мемориал, а в середине 1990-х годов администрация, верующие и жители Ершово решили воссоздать храм-памятник в прежних формах.
Могила блаженного Семенушки
Неподалеку от Троицкого храма среди трех старинных лип находится скромная могилка, которая на протяжении более двухсот лет является местом паломничества богомольцев. Здесь упокоился в 1812 году местнопочитаемый блаженный Симеон Иванов. Праведник родился в соседней деревне Скоково в 1748 году. В 20 лет он женился, но овдовев, принял на себя подвиг юродства: зимой и летом ходил босой, в тонкой рубахе, не чувствуя зноя и холода.
Семенушка – как называли его местные жители – проводил много времени в молитве, ежедневно посещал богослужения или в Троицкой церкви села Ершово или в Саввино-Сторожевском монастыре. Он никогда не употреблял в пищу мяса, а в среду и пятницу вовсе ничего не ел. В свободное от молитвы время блаженный деятельно помогал деревенским жителям: мял вместе с ними лен и посконь, щипал шерсть, давал советы по содержанию скота, играл с крестьянскими детьми. Скончался сельский праведник в возрасте 67 лет и был погребен на погосте у того места, где когда-то стояла старая деревянная церковь.
Прежняя могила была украшена крестом и иконой святого Симеона Богоприимца – небесного покровителя блаженного. Еще в XIXстолетии у богомольцев возник обычай приходить в Ершово на могилу праведника и заказывать панихиду в Троицкой церкви. Считалось, что молитва блаженного особенно помогала больным детям. Родители брали песок с могилы Семенушки, клали его под подушку младенца, что облегчало страдания ребенка. В наше время продолжается почитание праведника села Ершово, могила которого восстановлена возле Троицкого храма.