Троицкий храм в Щурово
Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]
В древности реки играли роль главных путей, а места впадения одной водной артерии в другую были воротами в далекие земли. В устьях рек нередко ставили монастыри и церкви, потому что эти места воспринимались как священные. В Коломне у впадения реки Москвы в Оку преподобный Сергий Радонежский основал Старо-Голутвин монастырь. Вблизи устья Москвы, но на другом берегу Оки расположен большой Троицкий храм в бывшем селе Щурово. Он был построен в византийском стиле в начале XXвека на пожертвования прихожан, купцов и средства цементного завода Товарищества «Эмиль Липгарт и Ко».
Деревянная Троицкая церковь в Щурове известна по документам еще с XVIIвека. В 1775 году Наталья Александровна Голицына обновила деревянный храм, а в 1815 году следующий владелец Щурова Адриан Моисеевич Грибовский отремонтировал его и пристроил придел мучеников Адриана и Натальи. Эти древние святые были небесными покровителями супругов Грибовских – Адриана Моисеевича и Натальи Акимовны.
А.И. Грибовский в дневниках, которые вел с 1825 по 1833 годы, оставил несколько любопытных штрихов истории села и округи того времени. В ноябре 1826 года помещик приказал обвенчать в Троицкой церкви Щурова крестьянку из числа местных сектантов с православным вдовцом. Эта крестьянка принадлежала к семье молокан, и женитьбой на вдовце православного исповедания помещик хотел «предохранить семейство от неминуемого расстройства». Грибовский дал описание этой редкой русской секты, с которой столкнулся в своем имении: «Молоканы не крестятся, угодников и образов не почитают, священников не признают таковыми, в церковь не ходят, не исповедываются и не приобщаются; собравшись, поют псалмы, а иные кругом вертятся на ковре или на рогоже и потом сами друг другу покланяются; впрочем, живут трезво».
В августе 1828 года в Коломну на свою малую родину приезжал московский митрополит Филарет Дроздов. Грибовский отметил в этот день в дневнике, что святитель служил на праздник Преображения в соседнем с Щуровым Голутвином монастыре, а спустя два дня встречался с коломенским полицмейстером В.Я. Губерти – мужем дочери Грибовского. В дневнике отмечена и кончина строителя Голутвинской пустыни старца Самуила, бывшего сорок лет настоятелем обители. Сам Адриан Моисеевич Грибовский был погребен в Богоявленском Голутвином монастыре в 1834 году.
Во второй половине XIXвека в истории Щурова произошли важные перемены. В 1864 году вблизи села прошла Рязанская железная дорога и появилась одноименная станция. Спустя шесть лет в 1870 году возле месторождения известняка в Щурове Товариществом «Эмиль Липгарт и Ко» был построен крупный цементный завод. Фирму основали трое прибалтийских немцев: братья Эмиль и Эдуард Липгарты и их компаньон Эмиль Рингель. Товарищество Липгартов занималось производством цемента, извести и алебастра. Почти одновременно с предприятием в Щурово Липгарты выкупили механический завод в Москве и стали выпускать сельскохозяйственные машины. В книге «Три времени Щурова» Валерий Ярхо писал: «Столь разные направления дел, как производство машин и цемента, потребовали разделения обязанностей. Липгарты …тяготели к механическому, машинному производству, а потому все дела в Щурове были перепоручены Э. Рингелю».
В 1892 году в Щурове, население которого возросло благодаря цементному заводу, началось строительство большого каменного храма. Одним из основных жертвователей стройки стало Товарищество Липгартов. Поскольку щуровский цементный завод возглавлял Эмиль Рингель, он взял на себя основные финансовые и организационные труды по постройке православного храма. Интересно, что Рингель был не только немцем по национальности, но и оставался по вере лютеранином. К примеру, его дети были крещены в Щурове, но не в православной церкви, а специально приезжавшим из Москвы немецким пастором.
Вероятно, Эмиль Рингель сам нашел для нового храма в Щурове архитектора. Им стал также немец по национальности Максим Карлович Геппенер. Церквей он до этого почти не строил, зато спроектировал немало технических сооружений, в частности для Мытищинского водопровода, питавшего долгое время водой Москву.
М.К. Геппенер разработал проект Троицкого храма в византийском стиле. Основоположником этого направления был Константин Андреевич Тон, спроектировавший Храм Христа Спасителя в Москве. По оценке историка искусств В.В. Стасова: «О византийской архитектуре имели у нас в тоновское время лишь самые смутные представления и начали узнавать ее гораздо позже по многочисленным рисункам архитекторов, пустившихся в конце 1840-х годов в Грецию и на Восток». Облик храма в Щурово – это пример византийского стиля, приближенного к греческим образцам. Он близок по облику с церковью-усыпальницей святителя Иоанна Златоуста в Донском монастыре в Москве. У храма четыре апсиды: полукруглые выступы есть не только с восточной алтарной стороны, как у большинства русских храмов, но и с трех остальных сторон церкви. Эта особенность заметна и в нестандартном внутреннем расположении церкви.
В 1929 году каменный «византийский» храм в Щурове закрыли, а старинную деревянную церковь уничтожили. В 1991-м году началось восстановление церковной жизни. Сейчас Троицкий храм отреставрирован, а территория вокруг него благоустроена. В 2008 году были построены здания православной гимназии и детского социально-реабилитационного центра – приюта для детей. В 2012 году было заложено здание социального центра «Надежда» для работы с инвалидами. Достопримечательностями прихрамовой территории стали необычная скульптура апостола Андрея Первозванного и мини-зоопарк, где можно покормить домашних животных.