Владимирская церковь в Королеве – подмосковный «Спас на Бору»
Фото: [Антон Саков \ Подмосковье Сегодня]
В мемориальном парке города Королева в 2017 году был построен храм священномученика Владимира (Богоявленского) митрополита Киевского. По задумке архитекторов, этот храм стал репликой уничтоженного в 1933 году знаменитого московского собора – Спаса на Бору. Многосложное вытянутое здание церкви возведено в древнерусском стиле по мотивам древнего кремлевского храма. Своим внешним обликом и посвящением первому убиенному в годы гонений архиерею эта подмосковная церковь напоминает о трагической истории русского православия в XX столетии.
По слову знаменитого русского историка Н. М. Карамзина, собор Преображения Господня в Кремле – Спас на Бору – являлся самой древней московской церковью. Каменный храм был построен в 1330 году при великом князе Иване Даниловиче Калите на месте еще более древней Преображенской церкви. По преданию, в незапамятные времена посреди дубового леса на нынешнем Боровицком холме у реки Москвы стояла хижина отшельника Вукола. На месте жилища этого пустынника и был срублен первый деревянный храм в честь Преображения Господня.
При Иване Калите Спас на Бору был соборной церковью Спасской обители, которая образовалась после перевода сюда архимандрита и братии из Данилова монастыря. В 1350 году князь Симеон пристроил к Спасской церкви придел, который некоторое время служил усыпальницей для членов великокняжеской семьи, принимавших монашество. В западном притворе были погребены: супруга Ивана Калиты Елена, вторая супруга князя Симеона Анастасия Литовская, вдова князя Иоанна Иоанновича Александра, сын Дмитрия Донского Иоанн (в иночестве Иоасаф). В стенах церкви Спаса на Бору был погребен чтимый русский святой преподобный Стефан Великопермский.
В конце XV века при великом князе Иване III Спасский монастырь был переведен за стены Кремля в район Таганки, где получил имя Новоспасского. Спас на Бору, перестав быть соборным монастырским храмом, стал дворцовой княжеской церковью. Великий князь Иван III велел итальянским мастерам возвести новые соборы в Москве. Не тронули лишь древний Спасоборский храм. На содержании московских князей и царей этот храм оставался до переезда двора в Санкт-Петербург.
За свою многовековую историю Спасский храм неоднократно рушился от ветхости, пожаров и нашествий захватчиков. Спасоборский храм был разорен в нашествие Тохтамыша, горел в городском пожаре 1554 года. Крыша, окна и часть внутреннего убранства были уничтожены опустошительным огнем в 1737 году. В нашествие французов 1812 года неприятель разграбил драгоценности, снял священные покровы с престолов, устроил в трапезной части конюшню, а в алтарях – склад мешков с овсом. Однако всякий раз русские правители прилагали усердие к восстановлению святыни: князь Дмитрий Донской, императрица Анна Иоанновна, Екатерина Великая, Николай I.
Н. Д. Иванчин-Писарев высоко оценил царское решение сохранить древний Спасский собор, записав 1832 году:
«Сохранение его в XIX столетии означает, что правительство наше достигло истинного просвещения, которое одно вопреки правилам изящного в зодчестве хранит памятники отечества».
Сто лет спустя новые правители не заслужили бы от писателя такой похвалы. В сталинском генеральном плане реконструкции Москвы 1930-х годов было прямо сказано:
«Схема плана отвергает слепое преклонение перед стариной».
В период с 1928 по 1934 годы на территории Кремля и на Красной площади было уничтожено 9 старинных церквей из 18 существовавших. В Московском кремле были снесены: Спас на Бору, Чудов монастырь, Вознесенский женский монастырь, церковь Благовещения, церковь Константина и Елены. На Красной площади исчезли Казанская церковь и Иверская часовня. Один русский историк писал в те годы:
«Когда в Кремле ломали храм Спаса на Бору, древнейший из храмов Москвы, я сидел рядом на бревнах и плакал. Я чувствовал себя римлянином времен, когда варвары разрушали античный Рим».
Церковь в Королеве освящена во имя священномученика Владимира (Богоявленского) – первого русского архиерея, убиенного в годы гонений на веру после революции. В ночь на 26 января 1918 года неизвестные вооруженные люди ворвались в покои митрополита в Киево-Печерской лавре, вывели его на улицу под предлогом допроса у коменданта и расстреляли. Это злодеяние произошло на фоне Гражданской войны и церковных нестроений на Украине.
Василий Никифорович Богоявленский родился в 1848 году в селе Малой Моршанки в Тамбовской губернии. Учился в Тамбовской семинарии и Киевской духовной академии. В 1882 году по завершении учебы и недолгого периода преподавания, Василий Богоявленский принял священнический сан и стал служить в Покровской церкви города Козлова. Ранняя трагическая смерть супруги подтолкнула о. Василия принять монашеский постриг. Он получил новое имя – Владимир и был назначен архимандритом сначала в Козловский Троицкий монастырь, а потом перешел в Новгородский Антониев монастырь.
В 1888 году архимандрит Владимир (Богоявленский) был возведен в епископский сан, и с этого времени начался этап его архиерейского служения. За двадцать лет святительских трудов владыка Владимир возглавлял Самарскую кафедру, был экзархом в Грузии, поочередно был митрополитом Московским (1898-1912), Санкт-Петербургским и, наконец, Киевским вплоть до своей трагической кончины.
На своем многотрудном пути в разных уголках бывшей империи преосвященный Владимир вел свою паству от опасностей, которые видел в пороках пьянства, революционного и националистического радикализма, уклонениях в секты и расколы.
Будучи экзархом в Грузии в самом конце XIX столетия, он смиренно противостоял враждебному отношению части местного грузинского духовенства. Иоанн Восторгов вспоминал жуткий случай, происшедший в июне 1895 года. В здание синодальной конторы в Тбилиси ворвался бывший священник Колмахелидзе и всадил нож в сердце бывшему рядом русскому архимандриту Николаю Симонову. В засаде перед конторой был схвачен еще один злодей – местный псаломщик с кинжалом, который намеревался расправиться и с самим экзархом Владимиром.
Незадолго до убийства митрополита Владимира в Киеве открылся Всеукраинский церковный собор, который должен был провозгласить автокефалию – независимость от Московского патриарха. Однако приближение красногвардейцев и военные действия прервали работу этого собора, который так и не вынес никакого определенного решения. Митрополит Владимир твердо стоял на стороне единства украинского и русского православия, за что его невзлюбили не только большевики, но и сторонники украинской независимости.
Последнее соборное служение владыки Владимира произошло 21 января 1918 года в Киево-Печерской лавре. Участник этого богослужения преосвященный Пахомий Черниговский намеревался на следующий день выехать из Киева, но не смог этого сделать из начавшихся артиллерийских обстрелов. 24 января снаряд попал в комнату лаврских корпусов: был убит церковный староста В. А. Островянский, а сам Пахомий тяжело ранен в живот. В Софийском госпитале черниговскому епископу была оказана своевременная помощь, но на следующий день пришла весть о трагедии – злодейском убийстве митрополита Владимира неизвестными.
Московский патриарх Тихон, выступая с речью на заседании Собора в память об убиенном в Киеве митрополите Владимире, сказал следующее:
«Конечно, судя по-человечески, ужасною кажется эта кончина, но нет ничего напрасного в путях Промысла Божия, и мы глубоко верим, <…> что эта мученическая кончина владыки Владимира была не только очищением вольных и невольных грехов его, <…> но и жертвою благовонною во очищение грехов Великой Матушки – России».
Канонизация священномученика Владимира (Богоявленского) состоялась в апреле 1992 года. К этому времени в городе Королеве (тогда Калининграде) уже существовала община верующих, которая намеревалась построить первый в стране храм в честь этого подвижника веры. По удивительному совпадению, в Королеве проживала внучатая племянница священномученика Владимира (Богоявленского) – Елизавета Васильевна Соловьева. Ее отец Василий Михайлович Богоявленский был священником и также пострадал во времена гонений на веру.
Первое время приход общины Владимира Киевского теснился в подвальном помещении Детской школы ремесел на улице Грабина. В апреле 1994 года состоялось первое богослужение во временном деревянном Владимирском храме. В 1999 году недалеко от временного храма в мемориальном парке была освящена каменная часовня Александра Невского, в которую на несколько лет переместилась община. В 2012 -2017 годах на месте деревянного храма была построена нынешняя церковь священномученика Владимира (Богоявленского).