Знаменская церковь в Кузьминском
Фото: [Антон Саков \ Подмосковье Сегодня]
Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в селе Кузьминском является одним из старейших каменных зданий городского округа Домодедово и первой в районе церковью, в которой возобновились богослужения в новое время в 1989 году. Архитектура Знаменской церкви является ярким образцом московской школы второй половины XVII столетия. Храм был построен в 1670-е годы в имении Степана Петровича Наумова. Возле церкви сохранился памятник над могилой его потомка – известного земского деятеля второй половины XIX столетия Дмитрия Алексеевича Наумова.
Древнее сельцо Кузьминское во второй половине XVI столетия находилось во владении князя Федора Ивановича Пожарского – деда русского героя и освободителя Москвы Дмитрия Михайловича Пожарского. Возможно, что название Кузьминское произошло от существовавшей здесь когда-то деревянной церкви бессребреников Космы (Кузьмы) и Дамиана. По совпадению, при крещении князь Пожарский получил имя Кузьма в честь святого бессребреника, но стал известен со вторым «мирским» именем Дмитрий.
В дореволюционной и советской литературе сохранившаяся каменная церковь Знамения Божией Матери датировалась 1652 годом. Позднее исследователи и краеведы предположили, что датировка может быть иной: храм, скорее всего, был возведен в промежутке между 1669 и 1678 годами. Храмоздателем каменной церкви был Степан Петрович Наумов.
Наумов купил сельцо Кузьминское в1664 году, и с этого времени вплоть до конца XIX века имение принадлежало представителям этого древнего дворянского рода. Фамилия Наумовых происходила от некоего Наума, дед которого Павлин был немцем, перешедшим на службу к великому князю Симеону Ивановичу Гордому.
Степан Петрович Наумов был отмечен многими поместьями царем Алексеем Михайловичем «за литовскую службу» – за участие в войне с поляками. В течение четырех лет с 1669 по 1672 годы Наумов служил приставом в Ферапонтовом Белозерском монастыре при низложенном на Большом московском соборе 1666-1667 годов патриархе Никоне.
Степан Наумов скончался в 1700 году и был погребен в построенной им Знаменской церкви. Рядом с ним нашла последнее пристанище и его супруга. По наследству Кузьминское перешло Григорию Михайловичу Наумову. С конца XVIII века село принадлежало полковнику Алексею Александровичу Наумову – участнику войны 1812 года и впоследствии губернатору в одной из юго-восточных губерний. После смерти полковника А. А. Наумова в 1857 году Кузьминское осталось его родным сестрам Наталье Александровне и Софье Александровне.
Во второй половине XIX века облик старинной церкви существенно изменился: с западной стороны к древнему ядру памятника были пристроены паперть, трапезная часть и двухъярусная колокольня. Шатровая колокольня была выполнена в подражание звонницам XVII века, поэтому визуально кажется, будто она возведена в одно время с церковью.
В церковной ограде привлекает внимание один огромный памятник из черного гранита. На камне написано: «Первому председателю губернской земской управы 1865-1893 г. Московское губернское земство». Это могила последнего представителя семьи Наумовых, ветви владельцев села Кузьминское, Дмитрия Алексеевича Наумова (1830-1895).
Дмитрий Алексеевич Наумов с момента открытия земских учреждений и до конца жизни был председателем Московской губернской земской управы. Его родители – уже упоминавшийся полковник Алексей Александрович Наумов и княжна Наталия Дмитриевна Волхонская. Мать скончалась, когда мальчику было всего четыре года, поэтому забота о нем и его младшем брате легла на двух теток – незамужних сестер отца.
Окончив курс 1-й московской гимназии, Д. А. Наумов поступил на юридический факультет Московского университета. Он учился у выдающихся профессоров того времени: Грановского, Кудрявцева, Соловьева. Особенное влияние на молодого студента оказал известный историк-медиевист Тимофей Николаевич Грановский, который воспитывал в учениках чувство гражданского долга, желание послужить обществу.
После окончания университета Наумов некоторое время работал переводчиком в Московском архиве министерства иностранных дел, писал диссертацию, служил в Московском цензурном комитете. Шестое октября 1865 года стало поворотным днем для Дмитрия Алексеевича – он был избран председателем Московской губернской земской управы. На этой должности он пробудет до самой смерти почти три десятка лет.
Всю жизнь Д. А. Наумов оставался холостым. После смерти единственного брата Александра стал совершенно одиноким. Биограф писал, что и после кончины брата он «ни в чем не изменил своим крайне скромным привычкам, сохранив в доме у себя прежнюю простую и старомодную обстановку, занимаясь в низеньких комнатах на антресолях среди книг, отчасти только расставленных на полках и частию сложенных грудами по углам».
Еще более скромная обстановка была у Наумова в его родовом имении в Кузьминском. В большом двухэтажном усадебном доме Дмитрий Алексеевич выделил себе одну маленькую комнатку на первом этаже. Кирпичные неоштукатуренные стены его кабинета поражали своей неприглядностью гостей и посетителей. В этой комнатке он и окончил свой земной путь.
Д. А. Наумов скончался 29 июня 1895 года. За три дня до смерти он приехал в Кузьминское и выглядел вполне здоровым. Утром 29 июня он осматривал рощу вместе с приказчиком, гостил у родственницы в соседнем имении, а после обеда до самого вечера бродил один в поле. После прогулки Наумов велел слуге подать самовар. Когда тот вернулся за посудой, увидел жуткую картину – помещик лежал неподвижно на полу своей комнаты.
Врач Кузьминской земской лечебницы Н. И. Невский, узнав о случившемся, немедленно побежал к усадьбе. По дороге он встретил священника Знаменской церкви, выходящего из дома помещика. Батюшка сообщил Невскому печальную весть – Дмитрий Алексеевич скончался. 3 июля Дмитрий Наумов был погребен внутри церковной ограды села Кузьминское в присутствии друзей и сослуживцев.
Дмитрий Алексеевич Наумов был последним в роду: не имел ни детей, ни других близких родственников, которые могли бы стать его наследниками. В главном доме усадьбы после кончины владельца была размещена земская больница. Московское губернское земство взяло на себя расходы на устройство прекрасного памятника, а также обязывалось ухаживать за его могилой. В честь покойного председателя была названо пособие Московского губернского земства «на осуществление доступности народного образования».
В 1937 году Знаменская церковь в селе Кузьминском была закрыта. Священник Александр Парусников, служивший в этом храме с 1924 года, был арестован и спустя недолгое время расстрелян на Бутовском полигоне. Сегодня отец Александр почитается как святой покровитель Знаменского храма. Одна из местных святынь – икона священномученика с его нательным крестом, переданным в храм дочерью.
Первое богослужение в старинной Кузьминской церкви после почти полувека запустения было совершено на Рождество 1989 года. Это был первый храм в Домодедовском районе, который вернули верующим на исходе советской эпохи. В девяностые годы, когда храм еще восстанавливался, грабители дважды выносили иконы и церковную утварь. Одну из икон – Казанскую Божию Матерь – святотатцы почему-то не тронули. На следующий день от этого образа стало исходить благоухание и течь миро. С тех пор Казанская икона почитается как приходская святыня.