Футбольный плац в Крутом – стадион «Знамя труда»
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAxOC84LzBlLzlhLzE1MzM3MjMyMzk0NzY4MTkxOTk3Ni5qcGc.webp)
Фото: [Антон Саков / Подмосковье сегодня]
Рядом с платформой Крутое в городе Орехово-Зуево находится футбольный стадион местной команды «Знамя Труда». Эта футбольная площадка является одной из старейших в России. Клуб спорта «Орехово» был создан еще в 1909 году при ткацкой фабрике Викулы Елисеевича Морозова. Футбольный плац «морозовцев» открыли в Крутом в 1914 году. Сейчас арена закрыта, матчи не проходят, а трибуны и поле зарастают кустарником.
Футбол пришел в Россию в конце XIXвека благодаря англичанам. Первые отечественные команды в Санкт-Петербурге и Москве частично, а иногда и полностью состояли из живших в Российской империи иностранцев. В XIXвеке текстильное производство Англии было самым передовым в Европе. Владельцы первых ткацких фабрик в России закупали английское оборудование, но к дорогим станкам требовались компетентные специалисты. Первое время в текстильном деле нельзя было обойтись без англичан. На двух фабриках Морозовых в Орехово-Зуево иностранцы занимали высокие должности, получали огромное жалование. Со временем в России появились свои специалисты, и фабриканты постепенно отказывались от услуг иностранцев. Вплоть до 1917 года упорно держал англичан на своей фабрике лишь Викула Елисеевич Морозов. Благодаря этому в Орехово-Зуево появились люди, организовавшие в начале XXвека футбольный клуб.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAxOC84LzRiLzM1LzUwODk1OTMxNTMzNzIzMjAzLmpwZw.webp)
Основателем футбольной команды в Орехово-Зуево стал Гарри Горсфилд Чарнок, работавший директором на производствах Викулы Морозова. В 1909 году он добился создания при ткацкой фабрике клуба спорта «Орехово». Футбольную организацию утвердил губернатор Владимирской губернии, к которой относилось в то время фабрика Морозова. Чиновник к затее англичанина отнесся с опаской, ведь недавно страну потрясло восстание 1905 года, а футбол слыл спортом «революционеров». Власти боялись, что мятежники будут использовать футбольные сборища для агитации и беспорядков. Чарнок развеял опасения губернатора фотографией немецкого принца в футбольной форме. Тот приходился императору Николаю IIдвоюродным братом.
30 августа 1909 года футболисты фабрики Викулы Морозова впервые сыграли в Москве с командой Сокольников. В.С. Лизунов в книге «Морозовцы» приводил состав команды в первом матче: «Голкипер Осип Хаваев, беки Дункерлей и Владимир Мишин, хавбеки Гейвуд, братья Александр и Николай Кынины, форварды Томлинсон, Бертель, Чарнок, Савинцев и Андрей Акимов». Примерно половину игроков составляли англичане. Среди русских футболистов были не рядовые рабочие фабрики, а механики и конторские служащие. Клуб стал вскоре одним из лучших в дореволюционной Москве. «Морозовцы» участвовали в Московской футбольной лиге, являясь единственной командой из Московской губернии. С 1910 по 1914 годы команда из Орехова четыре раза подряд становилась чемпионом Москвы.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAxOC84LzA2LzBkLzUyNDE4NDE1MzM3MjMyMTQuanBn.webp)
7 апреля 1914 года в Крутом состоялось открытие новой футбольной площадки у дровяного склада, хотя морозовский клуб тренировался на этой поляне и раньше. Вот что В.С. Лизунов писал об этом стадионе: «Строили его под руководством английских специалистов. Поле было искусно дренажировано, а затем выравнивалось по ватерпасу. Через 30-40 минут после проливного дождя оно полностью просыхало, и на нем можно было играть. Трава по плацу росла густой и низкорослой, в народе ее называли «поросячьей»… По единодушному мнению прессы и знатоков спорта это было лучшее футбольное поле России».
Торжественное открытие футбольного поля совпало с праздником Пасхи. Перед первой игрой священники совершили молебен и освящение воды. Чарнок вспоминал, что набожный народ округи вначале с опаской и неодобрением относилось к новой чужеземной игре. Ходил анекдот, будто старообрядцы-гусляки не позволили выходить на поле в коротких футбольных трусах и сшили игрокам длинные шорты. Англичанин-капитан, увидев такую экипировку, запер перед матчем футболистов в раздевалке и ножницами доводил шорты до нужной длины.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAxOC84L2EzLzZlLzEzNDkyMTQxNTMzNzIzMjE5LmpwZw.webp)
Первый матч на новом поле «морозовцы» провели со студенческой командой Лондонского университета. На открытие арены в Крутом и на матч «Орехово-Лондон» съехалась вся футбольная Москва: прибыло около пяти тысяч москвичей. Поездов не хватало, поэтому железнодорожники спешно прицепляли новые вагоны к составам и пускали дополнительные поезда из Москвы. Победить гостей из Лондона в этот праздничный день не удалось: англичане выиграли со счетом 5:1.
Неординарным игроком команды «морозовцев» стал британской дипломат и тайный агент английской разведки Роберт Брюс Локхарт. Его отец был любителем игры в регби, а дяди – известными шотландскими спортсменами. Первую футбольную тренировку Роберт Локхарт провел, когда ему было четыре года. Шпион вспоминал: «Как только я научился ходить, я уже умел забивать гол». Однако славы в регби добился не Роберт Локхарт, а его младший брат.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAxOC84LzNhL2ZlLzk5MDQwNzAxNTMzNzIzMjI4LmpwZw.webp)
В 1912 году Локхарт приехал в Россию в качестве британского консула. Он познакомился с директором текстильной фабрики Морозова Гарри Чарноком. В мемуарах Локхарт писал: «Обо мне в кругах английской колонии ходили слухи, что я блестящий футболист, вероятно, потому что меня спутали с моим братом. Не справляясь о том, какой вид этой игры я практикую – круглым или овальным мячом, Чарноки попросили меня вступить в состав «морозовцев», как называлась их заводская команда… С трудом я справлялся с порученным местом в команде. Несмотря на это, матчи были очень интересны, и вызывали огромный энтузиазм. В Орехово нам приходилось играть перед толпой в десять-пятнадцать тысяч человек».
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAxOC84LzQzLzIwLzY2NzQ2MDIxNTMzNzIzMjMxLmpwZw.webp)
После революции 1917 года история «морозовцев» продолжилась под другими именами. Клуб спорта «Орехово» стал называться «Красное Орехово», затем «Красное знамя», и, наконец, «Знамя труда». Высшее достижение клуба за всю историю – выход в финал кубка СССР в 1962 году. Тогда игроки из Подмосковья уступили донецкому «Шахтеру». Последние годы клуб не мог похвастать успехами. С 2000-х годов «Знамя Труда» играет в «Профессиональной футбольной лиге» – низшем по рангу дивизионе российского футбола. В 2018 году команда заняла последнее место даже и в этом дивизионе.
Композиция в виде мяча возле стадиона – это не только память о старейшем в Подмосковье и некогда славном футбольном клубе. 27 мая 2004 года случилась трагедия: возле деревни Ожерелки Орехово-Зуевского района автобус с игроками «Знамени труда» врезался в контейнеровоз. Погибло четверо футболистов и пять административных работников, в том числе ветеран клуба Василий Чавкин – участник легендарного для команды финала кубка СССР 1962 года.
:format(webp)/YXJ0aWNsZXMvaW1hZ2UvMjAxOC84Lzg0LzgxLzcyMTQ3NTAxNTMzNzIzMjM1LmpwZw.webp)